Корни ингушского народа, обстоятельства и условия его возникновения теряются в глубине веков. Ингушская самобытность насчитывает в своей хронологии длительный этап развития и имеет связи с древними очагами мировой цивилизации. Этнокультурные истоки ингушей уходят вглубь веков – в эпоху ранней, средней, поздней бронзы. На территории Ингушетии известны памятники майкопской, северокавказской, кобанской культуры, потомками которой являются ингуши. Ранние письменные известия о предках ингушей относятся к первому тысячелетию до н.э. В «Географии» Страбона встречается этноним «гаргареи» – «родственный», связываемый учёными с предками ингушей. Упоминания об ингушах встречаются в трудах Плутарха, Моисея Хоренского, Леонтия Мровели, Вахушти Багратиони и др. В древних письменных источниках предки ингушей известны под названиями кавкасионы, дзурдзуки, глигвы, кисты. О древности истории и культуры ингушского народа свидетельствуют устное народное творчество, археологические и этнографические данные.
Ингуши являются коренными насельниками Северного Кавказа. Они включаются специалистами в кавкасионский антропологический тип, относятся к балкано-кавказской семье большой европеоидной расы. Говорят на ингушском языке, который вместе с чеченским и бацбийским составляет нахскую (кистинскую) группу иберийско-кавказской семьи языков; прослеживаются также связи ингушского языка с языками древней хуррито-урартской группы.
Этноним «ингуши», получивший распространение в литературе с середины XVIII в., своим происхождением обязан русским ученым, офицерам, часто посещавшим ингушское селение Онгушт (Ангушт), расположенное юго-восточнее современного г. Владикавказа (ныне с. Тарское РСО-Алания), жителей которого называли «ангуштовцы», «ингушевцы» с постепенным переходом в «ингуши». Само название ингушей – гIалгIай. По мнению ряда исследователей, слово «гIалгIа» означает «житель башен». Выдвигалось мнение о связи этнонима «гIалгIай» с именем божества в языческом пантеоне древних ингушей и греков – «Гела», «Гала». Оба этнонима – «ингуши» и «гIалгIай», вобрали в себя ряд нахских обществ: Галгаевское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское (Кистинское) и Мецхальское, которые во второй половине XVIII – начале XIX веков слились в единый народ, занимающий современную территорию Ингушетии.
По имеющимся письменным источникам и археологическим данным, ингушские племена с I тыс. до н. э. прочно обосновываются в горах Центрального Кавказа и на равнинах Предкавказья.
В ценнейшем источнике по истории и этнографии народов Северного Кавказа, «Географии» древнегреческого географа и историка Страбона, отражен этноним «гаргара» (от ингушского «герга» – близкий, родственник, родственный), который относят к предкам нахов.
Клапрот и Пфафф на основе историко-географических данных о Кавказе (Страбон, Прокопий, Плутарх) считают, что «гаргареи» древних авторов являются ингушами-галгаями.
Ранний период ингушской истории (согласно Страбоновским и другим документальным источникам) связан со знаменитой Кобанской культурой I тыс. до н. э., которая получила свое наименование по названию аула Кобан, расположенного в Тагаурском ущелье Северной Осетии, где впервые в северокавказском регионе были выявлены, ставшие широко известными, археологические памятники. Исследования ученых позволяют сделать вывод, что при определении этнического и антропологического лица кобанцев Центрального Кавказа исследователи видят в них древних ингушей.
Источники, в частности, называют крупное племя аргов, обитавшее в Центральном Предкавказье (предгорно-плоскостные районы Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии). Длительное время занимающийся историей Аланского государства археолог из Владикавказа В.А. Кузнецов вслед за рядом ученых пришел к выводу, что «северокавказские арги в этноязыковом отношении – … одно из древних нахских племен».
В грузинских письменных источниках III в. до н. э. ингуши упоминаются под этническим именем «дзурдзуки» – древнегрузинское название ингушей. Их расселение на плоскости было временно прервано в XIII в., в период монголо-татарского нашествия.
Горы всегда занимали значительное место в мировоззрении ингушей. Культ гор и горных вершин являлся одной из самых ярких сторон религиозных верований горцев. Для ингушей центром, вокруг которого слагали поэтические были, сказания, легенды о всемогущих богах и героях были горы Башлоам (г. Казбек), Цайлоам (Святая гора) и Маьт-лоам (Столовая гора). Жизнь в условиях гор ставила перед ингушским обществом такие же нормы жизни и морали, как и перед другими горскими народами. В горах негде спрятаться и некуда переселиться. Изгнанный из своей общности мог быть принят другой фамилией, но и через поколение за ним оставался статус принятого на поселение человека. Бытие в самом центре природы гор, неразрывной частью которого осознавали себя ингуши, обусловило оформление своеобразного способа их мироотношения и миропознания, определили характерные особенности ингушского типа мышления. Ингушское народное творчество, героико-эпические песни, предания и легенды и т.д. – это антология ответов народного духа на многие вопросы бытия. (З. Дз.)
Известно, что колонизация нынешней «чеченской» плоскости шла с гор Галгая – горной страны, занимавшей с древнейших времен пространство от Адыгов (Джикети) до Лекети (Дагестан) в горах и предгорьях Кавказа и известной из древне-грузинских исторических хроник и документов как страна Дзурдзуков, «славнейших и сильнейших сыновей Кавказоса» (Хроника картлийских царей, Л.Мровели), со-основателей Грузинского царства, и страна ГIлигIвис (т.е. ГIалгIай, самоназвание ингушей). Причём на всех древних картах Грузии (где указаны и Дзурдзуки, и ГIалгIай-Галгай) Дзурдзуки указаны всегда к западу от ГIлигIвис-ГIалгIай-Галгай.
Не подлежит никакому сомнению, что Дзурдзуки и ГIалгIай это один народ, который в разные периоды истории Грузии назывался этими именами. Ингушскими исследователями этот факт доказан достаточно давно. Доказано, что Дзурдзуки – это гIалгIаевские-галгаевские-ингушские Дардза-кIонгиж, «Сыновья Вьюги», как переводится имя ингушской богини обитавшей на склонах горы Башлоам (ингушское название горы Казбек) Дардза-нанильг, «Мать Вьюги» (Смотри ингушский нартский эпос и фольклор). В осетинской версии гIалгIаевского-ингушского нартского эпоса Дзурдзуки известны как народ Царциата, название которого передано в соответствии с фонетическими и грамматическими нормами осетинского языка («ц» вместо гIалгIаевского-ингушского «дз»). Причём не подлежит сомнению, что термин ГIалгIай-Галгай древнее термина Дзурдзуки, так как в ингушских преданиях и нартских сказаниях именно выходцы из ГIалгIайче-Галгая колонизовали это пространство к западу от них с незапамятных времен и основатели всех фамилий к западу от Галгая вышли именно оттуда. Имя Дзурдзуки за ними закрепилось после того, как они помогли первому царю Грузии Фарнавазу в борьбе за грузинский престол (3-й век до нашей эры). В награду за это они и получили земли к западу от Галгая до Сванетии, согласно древне-грузинским хроникам.
К югу от Дзурдзуков на древних картах Грузии указаны и Двалы. Об их принадлежности к ингушам написано давно, ещё в 1961 г. грузинским исследователем В. Гамрекели. Наличие ингушских топонимов (р. Лиахви, «снежная река» в переводе с ингушского-галгаевского), гIалгIаевских боевых башен и остатков циклопической кладки для оборонительных стен в точности повторяющие аналогичные конструкции из Галгая-Ингушетии, а также более чем прозрачную этимологию термина Двалы от имени единого бога ингушей-гIалгIай-галгай Дяла, которому очевидно и поклонялись Двалы, не оставляют сомнений в том, что речь идёт о гIалгIай-галгай-ингушах, которых так назвали ближайшие к ним грузинские-иберийские сваны, менгрелы, гурийцы, рачинцы.
С утверждением о том, что термин ГIалгIай-Галгай древнее и первичное по отношению к термину Дзурдзуки коррелирует и выдающаяся, – по отношению к галгаевской периферии на которой находились земли Дзурдзуков, – архитектура ГIалгIайче-Галгая, который в разных российских источниках в разные времена назывался долина Альберта, ГIалгIайче, Таргимская котловина, Хамхинское общество, Кхя кхалле («долина трёх городов» с ингушского, по меркам древности и средневековья). Древние названия ингушей и их страны, – Кавказ, Дзурдзуки, ГIлигIвис, Двали, Дзурдзукети, Двалети, ГIлигIвети, – сохранились благодаря древне-грузинской письменности, которую галгай-ингуши сумели модифицировать применительно к своему языку (А.Шанидзе, Л.Семёнов).
Именно там – в ГIалгIайче и была наибольшая концентрация древних укреплённых башенных поселений страны гIалгIай-галгай-ингушей, другими областями которой были земли аьккхи, орштхой, мялхи к востоку от ГIалгIайче. Сам термин ГIалгIайче легко и прозрачно этимологизируется из ингушского: ГIалгIай + че, где ГIалгIай – название народа, а «че» – внутренность, внутренняя часть, укрытая часть, защищённая часть. Таким образом, это и есть цитадель, а значит и столица страны ГIалгIай, всех галгаев, в том числе из таких областей как аьккхи, орштхой, мялхи. Аналогия здесь такая же, как и с английскими графствами Кембриджшир, Оксфордшир, Линкольншир, Йоркшир, Кент, Сомерсет, Девоншир, Сассекс, Уэссех, Лейстершир, Корнволл и т.д., или с германскими землями. А ещё точнее, с историческими областями Грузии: Картли, Кахети, Сванети, Двалети, Хевсурети, Абхазети, Шида Картли, Месхети, Аджарети, Джавахети и т.д.
Совершенно естественно, жители горной недоступной врагу метрополии Галгай считали себя независимыми и свободными… (Vetman 5 октября 2007)
По сведениям арабских географов IX-X вв. на территории нынешней Ингушетии в горном районе находилось царство Сур с крепостью Баб-Сул (Баб-Сур). Н.А. Караулов в комментариях к этому указанию арабского источника дает следующее разъяснение: “Нам удалось определить местоположение крепости Баб-Сур. Она сохранилась и до настоящего времени по течению р. Ассы при выходе реки из Цоринской котловины. Укрепление представляет из себя стену, перегораживающую ущелье; дорога проходит через ворота и над воротами башни. Царство Сур ни что иное, как Цори во Владикавказком округе Терской области (сравни также ниже по течению р. Ассы ингушский аул Сур-хойхи)”…
Другой источник дает следующий комментарий: «…Это были действительно «ворота», через которые в Закавказье врывались воинственные орды северных племен. На Центральном Кавказе наибольшее значение имел Дарьяльский проход в верховьях Терека (по персидски: Дар-и-алан – «Ворота аланов»). Но в горах были и другие проходы, имевшие международное значение в древности и в раннее средневековье. Так, на территории вайнахов грузинские источники упоминают «Ворота дзурдзуков», представляющие собой ущелье, перегороженное каменной стеной. По всей видимости, дзурдзукские ворота находились в Ассиновском ущелье (Ингушетия), через которое проходит один из путей, соединяющих северокавказскую плоскость с Грузией» (Г.З. Анбачидзе. Вайнахи. Тбилиси. 2001).
В преамбуле данной статьи приведены материалы авторитетных авторов, которые используют термин «Дзурдзук» – ассоциируя его с термином «ГIалгIай», т.е. ингуш.
Безусловно, что сегодняшние ингуши – представители остатков одной из древнейших цивилизаций. Уникальная самобытность нашего народа – фольклор, этническая культура, зодчество, традиции и быт, признанные многими авторитетными учеными, как синтез самодостаточного социального устройства – говорит о том, что наш народ сохранил свои первичные формы цивилизации и с трудом воспринимает влияние современных условностей…
Далее речь пойдет об уникальном архитектурном ансамбле «Дзурдзукские ворота», который находится в предгорье Ассиновской котловины…
В окрестностях села Датых, в ущелье реки Фартанга, в древних дремучих лесах имеются многие развалины древних каменных строений.
У местных историков и археологов это место названо коротким топонимом Эги-чIож. Данное место труднодоступное и поэтому древние башни и каменная стена, перегораживающая ущелье от хребта и до хребта, сохранили свой архаичный вид, хотя подверглись частичным разрушениям под действием сил природы и бурного роста различных деревьев внутри башен у края защитных стен.
О давности этих строений говорят многие факты: башни, своим видом напоминающие наши боевые «вIов» не имеют внутри арочных сводов, они полые как гигантские трубы; дуб, выросший внутри такой башни, толщиной ствола в три обхвата отжил свой многовековой век, подгнив, рухнул внутри башни и превратился в труху.
Стены башен и защитная стена высотой до 12 метров и толщиной 1 м тянется от хребта до хребта протяженностью 3,5 км, закрывая вход в ущелье со стороны предгорий и равнин. Как и Дербентская стена, она изобилует высотными башнями через каждые 30-40 м. с окнами-бойницами, внутри которых стояла когда-то воинственная охрана, отражавшая нападения степняков. Здесь за этой стеной находятся стены каменных 2-х этажных строений размером 20х6 м.
Безусловно, эти строения возводились в те далёкие времена, когда наши предки не знали секрета того раствора, которым после долгих лет научились строить боевые башни «вIов» их потомки. Факт что это очень древняя архитектура и является основой зодчества наших далёких предков.
По грузинской истории Леонтия Мровели, Дзурдзук – наш предок – был владыкой над сыновьями Кавказоса. В своем труде «Нашествие Хазар» Леонтий Мровели пишет: «В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и Кавказосов. Таргамосианы пребывали в то время в мире, согласии и любви. Над сыновьями Кавказоса был владыкой Дзурдзук сын Тирета. Решили шестеро Таргомисианов искать помощи в борьбе против Хазар. И собрались все из Таргомисионов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на её подступах, возвратились». После того как Дзурдзук покорил Хазарию и вернулся, он организовал всенародное строительство фортификационных сооружений в предгорьях. Использовался каждый холм для сооружения городищ, обнесенных глубокими рвами, земляными валами и защитными террасами, а Ассинское ущелье, вместе с Эги-чоч закрыл великой стеной, которая и была названа его именем.
Солидный кусок этой древней стены «Ворота Дзурдзуков», протяженностью более 3-х километров, сохранился вместе с башенными строениями до наших дней. В те далёкие времена наш древний Эги-кал лежал на вершине горы Цей-лоам, а не там, где мы его видим сегодня. На вершине горы сохранились части стен и развалины древнейших замков-крепостей, к изучению которых пока ещё никто не приступал. В наших предгорных районах, особенно в лесистых местах, сохранились впечатляющие своими размерами остатки древних городищ, которые когда-то были обнесены рвами шириной до 90 м и глубиной 30 м, с земляными валами и защитными террасами, устроенными на склонах холмов. Керамика, зернотерки, шлаки от плавления железа и стали, которые мы находим вокруг этих городищ, говорят о том, что здесь когда-то кипела бурная и организованная на государственном уровне жизнь. Только в районе Сурхахов около 15-20 таких древних городищ, но никто из археологов, кроме визуального наблюдения и короткого описания увиденного, их глубоким изучением не занимался и, не думает заниматься (М. Аушев. Ворота дзурдзуков ждут своих открывателей).
Вызывает недоумение равнодушие современных историков и археологов к этому неповторимому сооружению, по сложности архитектурного исполнения – не имеющего аналогов.
Данной статьей, мы приглашаем заинтересованных и неравнодушных людей к полемике по вопросу памятника древней культуры зодчества «Дзурдзукские ворота» и, если найдутся те, кто решится финансировать фундаментальное изучение этого памятника архитектуры, то Региональная общественная организация «Историко-культурный центр РИ» возьмет на себя миссию организации археологических исследовательских работ с привлечением авторитетных ученых России и Кавказа…
Руслан АЛБАКОВ-МЯРШХИ, председатель РОО «Историко-культурный центр РИ»