1. Первый принцип: Единство и незыблемость тайповых
обычаев (законов) для каждого члена тайпа и его родственни-
ка.
2. Второй: Право на общинное землевладение. Если в XVII
веке мы наблюдаем в горной Чечне и Ингушетии общее вла-
дение всем тайпом пахотными землями, то позже, в XVIII веке,
происходит раздел земли между отдельными семьями, что по-
рождает имущественную и социальную дифференциацию в
обществе.4 Л. Ильясов считает, что земли таиповой общины
делились на 3 вида:
а) общие нераздельные земли (горные пастбища, берега рек
и выгоны);
б) общие делимые земли (пахотные и покосные земли из
древле);
в) собственные земли по праву первого завладения через
очистку лесов. В недрах таиповой общины зарождалась част
ная собственность на землю или право исключительного вла
дения, когда земля могла перейти к частным владельцам в
бессрочный залог, либо продана или обменена и т. д.5
3. Третий: Объявление всем тайпом кровной мести друго
му тайпу за убийство и общественную дискредитацию члена
своего тайпа. В этом случае собирался Совет старейшин тай
па погибшего члена и принимал решение об отмщении за
убийство. Тайп убийцы также собирал свой Совет старейшин,
который искал все способы и средства для достижения при
мирения с тайпом погибшего. Если две стороны не приходили
к согласию, то собирался Совет племени из нейтральных тай-
пов и вырабатывал условия примирения. Условия были раз-
личные, в зависимости от положения того или иного тайпа. В
случае отказа от примирения пострадавшая сторона объявляла,
кого она намеревается убить. Убийством виновника обычно
заканчивалась кровная месть.
4. Четвертый: Безусловное запрещение брака между чле-
нами одного тайпа. «Если вступающие в брак из одного тайпа,
то у них не будет многочисленного и здорового потомства», -
утверждали вайнахские старейшины, чьи наблюдения и опыт
доказывали об отрицательном влиянии браков на потомство
между родственниками внутри одного тайпа.6
5. Пятый: Оказание отдельным членам тайпа помощи в слу-
чае бедствий или несчастий. Традицией таиповой помощи и
сегодня являются так называются «белхи», сохранившиеся у
вайнахов.
6. Шестой: В случае смерти члена тайпа – объявление тра-
ура всем родом. Строгое воздержание от участия в увеселени-
ях. Для близких родственников такой траур длился долго, а
дальние же родственники снимали траур через определенный
промежуток времени с разрешения ближайшего родственника
умершего.
7. Седьмой: Тайп возглавлял предводитель тайпа или, как
принято говорить, «тайпанан тхьамада».7 Тамада руководил
Советом старейшин и участвовал во всех делах тайпа. Однако
решающую роль в управлении тайпом играл не тамада, а Совет
старейшин тайпа – демократическое собрание. Исследователь
Л. Ильясов при этом замечает, что предводитель тайпа (тамада
- Ш.А.) при принятии решений имел равный со всеми голос.8
8. Восьмой: Выбор предводителя, производивпшйся свобод-
ной договоренностью членов Совета старейшин, который со-
стоял из взрослых мужчин тайпа, не носил наследственного
характера. Предводитель или военачальник (баьчча), имел свод
дружину (rlepa), выбирался на эту должность за его личные
качества – храбрость, мудрость и красноречие. Военачальник
(баьчча) пользовался властью только во время войны.
9. Девятый: Каждый тайп имел свой представительный
орган – Совет старейшин (Тайпанан кхел). Решение Совета
старейшин было обязательным для всех членов данного тай-
па. Также обязательным и беспрекословным было для каждого
члена тайпа решение предводителя тайпа (тамады).9
10. Десятый: Совет старейшин тайпа избирался из числа
мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо
от имущественного ценза. Хотя номинально должность члена
Совета старейшин и была пожизненной, однако существовало
правило, при котором его могли сместить.
11. Одиннадцатый: Совет старейшин тайпа заседал откры-
то: каждый по своему желанию мог присутствовать на
нем, получить слово и высказать свое мнение. После окон-
чательного решения вопроса на Совете право голоса имели
только выборные члены.10
12. Двенадцатый: Все члены Совета старейшин имели рав-
ные голоса.
13. Тринадцатый: Тайп имел право назначать и смешать
своих предводителей (тайпанан тамада) и военачальников
(баьчча). Хотя юридически закреплено было правило выбора и
назначения собранием членов тайпа – предводителя тайпа,
однако фактически он сам выдвигался на эту должность в силу
его особых личных качеств. Предводитель тайпа нес полную
ответственность за проступки своих членов и моральную от-
ветственность за свое неправильное решение по отношению к
ним. В свою очередь все члены тайпа должны были беспре-
кословно слушаться своего руководителя. Для разбора любого
вопроса собирался Совет старейшин во главе с предводителем.
Его решению подчинялись все. Молодежь и женщины в
решении данных вопросов участия не принимали.
14. Четырнадцатый: Бесправное положение женщины под-
тверждалось при решении правовых вопросов. Женщина ли-
шена была права голоса в общественно-политической жизни
тайпа. С одной стороны, женщина в семье пользовалась боль-
шим авторитетом, а с другой – она же была лишена граждан-
ских прав.
В рассматриваемое время внутри тайпа хозяином отцовс-
кого права являлся муж. Жена полностью подчинялась нео-
граниченной власти мужа. Однако убийство женщины в про-
шлом осуждалось и по сей день остается величайшим позором
у вайнахов. Гражданские права женщины, кроме права голоса,
оберегались наравне с мужчиной.11
15. Пятнадцатый: Право на усыновление посторонних лиц -
принятие в состав своего тайпа нового члена. Тайп с большими
торжествами принимал в свой состав нового человека. При
этом вступающий обязан был в честь этого зарезать быка.
Принятые в тайп не перенимали названия тайпа, никто не
принуждал их к этому.
16. Шестнадцатый: Переход имущества умершего к членам
тайпа. Имущество умершего после его смерти делили между
собой члены его семьи и ближайшие родственники. И это
право сохранялось среди вайнахов долго.
17.Двадцатый. В прошлом, надо полагать, каждый тайп имел
свое божество с определенным обрядом религиозного культа. В
данном случае имеется в виду период до утверждения ислама в горах
Чечни и Ингушетии,
18.Двадцать второй. Тайп имел отдельные тайповые
кладбища. На таких кладбищах хоронили, как правило, толь-
ко членов данного тайпа. Жену также хоронили на кладбище тайпа
мужа. Обычай, связанный с тайповыми кладбищами, у ваинахов
существовал давно и долго.