Норвежские власти взялись за выдворение чеченских беженцев с истинно советским рвением. В 8 районах Норвегии одновременно прошли полицейские рейды по домам, где живут вынужденные переселенцы из Чечни. В итоге 50 семей были депортированы в Россию. Как утверждают норвежские полицейские, депортация не стала для чеченцев неожиданностью: им предлагали уехать добровольно, но они отказались. В итоге пришлось заламывать руки.
Формальным основанием для выселения стал пересмотр личных дел эмигрантов, подозреваемых в связях с террористами. Незадолго до кампании по репатриации чеченцев депутат Стортинга от партии Прогресса Пер Вилли Амуннсен заявил о необходимости пересмотра политики предоставления убежища.
- Людям с террористическим прошлым не место в Норвегии, – сказал Амуннсен в эфире телеканал TV2. – В прошлом году в Норвегии получили убежище и вид на жительство несколько чеченских боевиков, воевавших против российских войск. Многие из них участвовали в убийствах военнослужащих и милиционеров. Террористы не должны получать здесь тихую гавань. Действующая Конвенция о беженцах должна быть пересмотрена.
Семью Эсет Хабизаевой, легально жившую с Сортленде в течение нескольких лет, попросили из страны после того, как с ней воссоединился ее муж. Хабизаеву с пятью детьми в возрасте от 3 до 17 лет депортировали так быстро, что они даже не успели собрать вещи и игрушки. Проведя ночь в аэропорту Москвы, Хабизаевы уехали в Петрозаводск. Там они находятся и по сей день.
- Они в отчаянии. Не знают, что делать дальше. Надеются, что норвежцы одумаются и впустят их обратно, – сообщили «КП» в правозащитном центре «Мемориал».
Тем временем чеченские резиденты в Норвегии не собираются ждать, когда придет их черед насильственной встречи с родиной и пытаются защищать свои права. Чеченская диаспора Норвегии написала большое письмо на имя премьер-министра страны Йенса Столтенберга. Письмо вывесили в фейсбуке в группе «Independence for Chechnya» («Независимость для Чечни»).
- Были нарушены права чеченских беженцев, их высылали как преступников. Им грозит опасность в России. Им даже не дали оспорить решение норвежских властей в апелляционном совете. Такая бесцеремонная высылка нарушает международные обязательства Норвегии по защите беженцев из других стран. Примером нарушения Европейской конвенции прав человека может служить высылка семьи Абубакара Мужихоева. Он приехал в Норвегию 7 лет назад с женой и четырьмя детьми. Норвежские власти арестовали и выслали его жену и детей, а сам Мужихоев остался в Норвегии. 11-месячный ребенок Мужихоева получил ожоги после того, как норвежские полицейские случайно опрокинули на него чайник с кипятком. Малышу не оказали медицинской помощи, только наложили бандаж. Семью Бараевых подняли среди ночи. Полиция нанесла Бараеву травмы головы и спины. Это насилие над беженцами напоминает то, что творили в Чечне российские солдаты, – говорится в письме. – Складывается впечатление, что нам отказывают в убежище только на основе недоверия и подозиртельности. <…> Мы настаиваем на том, что у беженцев из Чечни и Ингушетии очень мало шансов вернуться к нормальной жизни в России, где их считают политическими врагами. Среди нас большой процент людей с высшим образованием: врачей, писателей, журналистов, агрономов, строителей. Мы можем легко интегрироваться в норвежское общество и принести ему пользу. И вместе помочь тем, у кого проблемы с адаптацией.
Встреча с родиной-мачехой для 50 чеченских семей состоялась. В Норвегии им были обеспечены социальные гарантии, медицинское обслуживание, пособия, позволявшие худо-бедно жить и рожать детей в ожидании статуса политэмигранта, а в России их будущее туманно. Шансы на то, что норвежские власти пойдут на попятную и позовут их обратно, равны нулю. Власти Норвегии уже заявили, что будут проводить насильственную высылку чеченских эмигрантов каждую неделю.
_________________________________________________________
за месяц до этого
Власти Норвегии готовят чартерный рейс, которым чеченцев, пытавшихся получить политическое убежище в этой стране, отправят в ближайшее время на родину. Их право на убежище  отстаивает правозащитник Ахмед Гисаев, вынужденный эмигрировать в Норвению.
Всего в Норвегии, по данным лидера чеченской диаспоры в этой стране Хамзата Саралиева, находятся более семи тысяч выходцев из  Чечни и Ингушетии. Это только те, кто уже получил политическое убежище. Большинство из них покинули родину во время боевых действий в Чечне, но многие продолжали прибывать и в последние три-четыре года. Среди них – авторы жалоб в Евросуд, чьи родственники пропали без вести. «Мы вернемся, когда в России не будет коррупции и будет безопасность, в общем, когда сменится власть», – заявил корреспонденту Радио Свобода выходец из Чечни, проживающий с семьей в Норвегии – его брат стал инвалидом в ходе спецоперации.
67 чеченцев были высланы из Норвегии 24-26 января. Тогда в Осло прошли акции протеста. А норвежский правозащитник Ивар Амундсен даже заявил, что будет добиваться возвращения некоторых из высланных семей, поскольку им грозит опасность в Чечне.
В ближайшее время на родину отправят еще несколько сотен человек, сообщил корреспонденту Радио Свобода лидер чеченской диаспоры в Норвегии Хамзат Саралиев:
- Я получил информацию, что власти готовят еще один чартерный рейс. Уже заказали самолет для тех, кого отправят на родину – в Чечню. Это официальная информация, мне просто обязаны ее сообщать в связи с тем, что я представляю чеченскую диаспору в Норвегии. Тех, кому отказано в убежище, более пятисот человек, – говорит Хамзат Саралиев.
Житель Чечни Ахмед Гисаев недавно выиграл дело в Европейском суде – в 2003 году его похитили неизвестные в военной форме и отпустили только после того, как родственники заплатили выкуп – 1 500 долларов. Тогда правозащитник выехал за пределы страны и получил политическое убежище в Норвегии.
По мнению Ахмеда Гисаева, власти Норвегии отказывают выходцам из Чечни в политическом убежище незаконно:
- Отказано в убежище чеченцу, у которого были убиты в России 11 родственников. Более того, его самого несколько раз задерживали и подвергали пыткам.
Иммиграционная государственная служба на судах по предоставлению убежища заявляла, что на территории Чечни «нет никаких военных, никаких боевых действий, по религиозным причинам там не может человек преследоваться, поскольку Кадыров строит государство по законам шариата».
За последние полтора года с заявлением о предоставлении политического убежища обратились около 500 человек, в основном из Чечни. Из них только двадцати предоставили хоть какое-то убежище, а все остальные будут высланы.
Правозащитник и врач Зоя Гранес оказывает помощь чеченским беженцам в Норвегии:
- Я как психолог и врач пятнадцать лет занималась тем, что добровольно помогала очень многим, например, составляя профессиональные медицинские отчеты, которые показывают травмы этих людей. Теперь же я говорю всем: не посылайте ко мне чеченцев, я больше не могу.
Сейчас у меня только одна подопечная семья. Жена приехала к мужу после того, как его просьба о предоставлении убежища уже была одобрена. Он уже работает. Жена приехала с мальчиком 2,5 лет, и они тоже подали просьбу о предоставлении убежища. Но норвежская бюрократия им отказала уже три раза. Ее хотят выслать. Вдобавок, у нее в Норвегии родился второй ребенок, ему полтора года. И ей предложили оставить этого ребенка отцу, если она хочет. Она не знает, что делать.
Семья никогда не воссоединится – требуется, чтобы муж зарабатывал определенную сумму в год. А, сколько, они думают, жена будет зарабатывать? Ей будет нечем кормить детей. Так что, если это «забота о детях», то это просто лицемерие. И это несмотря на то, что Европейская Конвенция по правам человека и Детская конвеция ООН требуют делать все возможное, чтобы не разлучать семьи, – сказала Зоя Гранес.

Психолог отметила, что советует чеченским женщинам одеваться в Норвегии по-европейски, чтобы быстрее интегрироваться в общество.
В июле 2009 года в Норвегии произошла массовая драка чеченцев и курдов. Обвиняемых только с чеченской стороны было 54 человека.
- Это способствовало дискредитации беженцев. Насколько я знаю, два или три человека, проходивших по этому делу, до сих пор находятся в тюрьме, – говорит Хамзат Саралиев.

- Удалось заклеймить чеченцев как потенциальных террористов. Это отрицательное отношение ползет, как яд. Сюда приехали некоторые нежелательные элементы, это правда. И каждый раз, когда кто-то один делает что-то не то, клеймят весь народ, – считает Зоя Гранес.
- Поток беженцев сократился, но они все равно приезжают. Вчера я побывал в одном лагере, куда приехали четыре семьи за последние два месяца. А таких лагерей по всей Норвегии – более тридцати, – добавляет Хамзат Саралиев.
По норвежскому телевидению объявили о том, что в мае будут открыты лагеря для тех, кого возвращают в Россию. Детям будут преподавать школьную программу на русском языке, родители будут посещать компьютерные и другие курсы.
Власти Норвегии не подтверждают, но и не опровергают предстоящую высылку выходцев из Чечни.
Советник по связям с общественностью Управления по делам иммиграции в Норвегию Кари Анн Кварвинг сообщила корреспонденту Радио Свобода:
- Мы не даем информации по фактам депортации. За это отвечает полиция иммиграционной службы. Могу только сказать, что практически все выходцы из России, запрашивающие политическое убежище в Норвегии – из Чечни. Только 8% из них удается получить статус беженца.
Глава информационного бюро полиции иммиграционной службы Норвегии Роар Хансен сообщил корреспонденту Радио Свобода:
- Норвежские власти не дают информации о планируемых депортациях. Поэтому я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть информацию, на которую вы ссылаетесь. Я могу только сообщить, что в прошлом году мы депортировали в Россию 102 человека.
Напомним, самым громким случаем депортации из Норвегии стала  уроженки Северной Осетиии. 25-летняя девушка провела в Норвегии 10 лет, смогла закончить университет и написала книгу «Незаконный норвежец». Ее арестовали и 24 января отправили на родину.