Хьажи вирд - Из учения устаза Кунта-Хаджи Кишиева
1. Хотите любить Всевышнего Аллаха – любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе. Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний. Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве. Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости. Молитесь Аллаху, чтобы к вам не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое – непреодолимая преграда на пути к тарикату.
2. Ваше оружие – чётки, не ружьё, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Самоубийство – самый тяжкий грех из всех земных грехов. Подобная смерть – неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха, сотворяющего тиранов не во вред, но во имя очищения нравственности людей. Для тех, кто в тарикате, тираны – пустые истуканы, которые будут падать и разбиваться, словно глиняные горшки.
3. Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи верой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. Ты в ответе за многих, если дух твой укреплён исламом, если вся твоя жизнь – это путь ко Всевышнему – тарикат.
4. Война – дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила – ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение. Никто не в состоянии осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути своей веры – тариката.
5. Не оставляйте никого из братьев своих в голоде, холоде, нищете и в униженном состоянии. Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил, что самый ценный подарок Всевышнему – это часть немногого, что у вас есть, отданная нуждающемуся. Наш брат в тарикате не может быть спокойным, видя, что его брата что-то беспокоит. Вы должны твёрдо знать, что не останетесь один со своей бедой. Только свободные, спокойные, уверенные души способны воспринимать всё величие тариката и жить в нём до конца земной жизни.
6. Мусульмане! Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте понастоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы. Ищите Всевышнего в себе. Лишь когда вы найдёте Его в своих душах, Он отзовётся в вас и благословит ваш тарикат.
7. Всевышнему угодно, чтобы мюрид проводил своё время в добрых делах, таких, как ремонт дорог и мостов, очищение и обустройство родников, выращивание деревьев вдоль дорог, строительство мечетей. Мюрид обязан навещать больных, прикованных к постели. Должен интересоваться, в чём нуждаются старики, сироты, все хилые и немощные, оказывать им посильную помощь. Мирить поссорившихся супругов, возвращать мать к своим детям, восстанавливать семьи – это тоже весьма богоугодные дела, которые обязан делать мюрид.
8. Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей – воля Всевышнего. Вы победите злодеев и насильников отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям и насильникам. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает на справедливость.
9. Мюриды не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след, как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, мюрид тариката должен показать истинное предназначение человека на земле.
10. Проводите больше времени в молитвах. Всевышний не оставляет молящихся без внимания. Молитвы очищают наши души, взращивают в них добрые всходы, подобно летним дождям, оживляющим степи. Молитвы – мост, соединяющий наши души с нашим Всевышним Создателем. Чем чаще мы с Ним соприкасаемся, тем твёрже наши надежды, тем верней наш тарикат.
11. Будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным. Всевышний Аллах сделал вас более здоровыми, богатыми, сильными. Проявите и вы великодушие. Аллах оценит это выше поста или намаза. Помните сунну пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, где сказано, что пост и намаз приводят к дверям рая, но открывает эти двери перед вами ваша щедрость и милосердие. Щедрость и милосердие даже незрячего и заблудшего за руки поведут по пути тариката.
12. Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о насилии и уводит в сторону от тариката. Сила оружия – ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие – признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, Иблис постоянно вытягивает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой Иблиса.
13. Будьте трудолюбивы. Не бойтесь самой тяжёлой работы. Тот, кто не живёт своим трудом, живёт трудом других. Это грешно, ибо это то же самое, что кража. Умейте ценить, относиться с великим уважением к каждой крошке хлеба. Ведь эта крошка может насытить и птицу и муравья. Вы спасёте душу, созданную Всевышним, и никто кроме Него не в состоянии создать даже самое маленькое живое существо. Любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно берегите, украшайте его.
14. Воздерживайтесь от излишеств, ибо излишества, в отличие от необходимого, не знают границ. Стыдно и грешно хотеть того, чего нет у других, желать выделяться от других роскошью, яркостью нарядов или размерами жилища. Стыдно и грешно иметь много скота и не делиться с теми, кто голодает. Стыдно и грешно менять каждый день одежды и проходить с высокомерием мимо тех, кто уже давно ходит в рваных одеждах. Стыдно и грешно стоять рядом с босоногим в дорогой и красивой обуви. Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой дорогой шапкой. Лишняя еда, лишний сон, лишние одежды, лишние жилища не приближают, а отдаляют нас от Всевышнего Аллаха. Каждый мусульманин красив умеренностью и скромностью. Умеренность и скромность – ключи, открывающие калитку к тарикату.
15. Не стремитесь к земным почестям. Земные почести – иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете – спешите отдать, ибо то, что вы не отдали – пропало. А то, что вы отдали, станет свидетелем в Судный день.
16. Помните всегда, всюду, где бы ни были и что бы ни делали, об Аллахе. Всё делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. В этом главное предназначение человека. Смело и упорно идите дорогой тариката, и она непременно приведёт вас к хакигату – осознанному слиянию со Всевышним. Ибо всё, что не Всевышний Аллах – сон, мираж, миг, испытывающий человека: стал он ближе к Всевышнему или остался на уровне животного.
17. Не злитесь. Не держите зла в срок от молитвы к молитве. Простите обидчика, и ему станет стыдно. Если даже не станет, то Всевышний оценит ваше терпение и очистит вас от грехов. Всякая незаслуженная обида, нанесённая вам, всякая клевета или иная несправедливость возвеличивает вас, если будете переносить это терпеливо, во имя Всевышнего Аллаха. Ничто, совершённое во имя Аллаха, не исчезает бесследно. Всё это – добрые плоды, которые укрепляют силу человека, идущего по тарикату.
18. Наш земной закон – шариат. Шариат – тарикат – хакигат – вот путеводные звёзды для истинного суфия. Они не дадут сбиться с пути, не дадут свернуть на путь заблудших и сомневающихся. Это испытанный путь. По этому пути наш дух укрепит зикр, частое упоминание имени Аллаха, тесное братство в добре и постижении знаний. Просвещение, изучение науки, законов развития земных процессов должно быть обязательным для тех, кто избрал шариат, тарикат, хакигат.
19. Наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы (белхи), единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми – все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь. С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца.
20. Не спорьте с властью, не старайтесь заменять её собой. Всякая власть от Всевышнего. Аллаху виднее, какую власть, где и с какой целью устанавливать. У власти перед Всевышним отдельный отчёт. Не соблазняйтесь кажущейся престижностью власти. Ваш тарикат несравнимо выше, ибо земная власть призвана решать, главным образом, земные дела. Земными соблазнами ещё никто не насытился. Земная жизнь, как солёная вода: чем больше пьёшь её, тем жажда усиливается. Успокойте свои души в тарикате. Покойная душа, устремлённая ко Всевышнему – это вечная радость и счастье.
21. Земная жизнь тленна, недолговечна, обманчива. Устаз выводит своего мюрида по тропе тариката к вечной, истинной жизни. В земной жизни кусок золота и ком земли имеют одинаковую цену. Нельзя жалеть о земных потерях, нельзя возрадоваться мнимым земным обретениям. Единственное богатство, которым нужно дорожить, – это души людей, избравших верную, угодную Всевышнему Аллаху, дорогу.
22. Очистите свои сердца, чтобы в них свободно вошли пророк, устаз, а через них – Всевышний Аллах. Учёность, образованность мало что дают, если не очищены сердца, если сердца не горят любовью ко Всевышнему Творцу. Всевышний непостижим разумом. Его можно чувствовать лишь сердцем.
23. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Аллаху, пророку и устазу, то пусть послушает своё сердце. Если сердце поражено идеями вождизма, и мюрид добивается власти, то пусть знает, что он далёк от Аллаха, пророка и устаза. Если сердце ноет, наполнено состраданием к людям и мюрид лишён неприязни и зависти к тем, кто выше его, то пусть знает, что он близок к Аллаху, пророку и устазу.
24. Остановивший в своём сердце гнев, простивший зло, живущий с именем Аллаха на устах, молящийся за заблудших – на пути тариката.
25. Носите чалму не ради славы и видимости, а как знак любви ко Всевышнему и исламу. Не торопитесь обвязать чалмой голову. Обвяжите ею сперва свои сердца. Святой человек стыдится своей святости. Ничтожные напяливают на себя одежды, отпускают длинные бороды, пытаясь предстать теми, кем они не являются. Это лицемеры, названные в Коране самыми большими грешниками.
26. Ложь безобразна. Безобразны слушающие ложь. Нельзя одобрять не только ложь, но и любые сомнительные дела, если нет уверенности, что они угодны Всевышнему. В душе мусульманина – мюрида, идущего по тарикату, должен гореть свет правды и справедливости, милости и сострадания, стойкости и отваги от осознания собственной значимости, от величия пути, по которому он следуе
28. Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо он многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката.
29. Не делите людей на князей и рабов, на местных и пришлых, ибо сказано в Коране, что все мусульмане равны. Не делил мусульман на достойных и недостойных пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует. Все мусульмане – братья. Уважайте всех устазов, все учения в исламе, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном эти дороги сходились. Идущий по тарикату идёт с миром, с примирением, с поиском правды и согласия в земной жизни.
30. Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно. Ведь у коровы, овцы, лошади, собаки или кошки нет языка, чтобы общаться с нами, говорить снами о своих потребностях. Мы сами должны о них знать и помнить. Не спешите стать на намаз, оставив не напоенную или не накормленную скотину. Наши души должны быть совершенно чистыми и спокойными, когда мы в намазе предстаём перед Всевышним Творцом. 31. Отношение к животным должно быть более внимательным, чем к человеку, ибо оно не ведает того, что творит. Забравшуюся в огород скотину нельзя бить, проклинать. Её нужно осторожно выгнать, ибо зашла она туда по халатности человека. Мучить, издеваться над животными – тяжкий грех. Грешно убивать безвинных птиц, насекомых, всё живое. Всё живое, не причиняющее вреда человеку, должно быть защищено мюридами.
32. Вся растительность тоже живая и тоже имеет душу. Надо прятать топор, когда входишь в лес, и рубить только то дерево или жердь, за которыми пришёл. Надо бережно относиться к каждому дереву, к каждому кустику, к каждой травинке. Надо любить их и относиться к ним, как к хорошим друзьям. Страшный грех – рубить плодовое дерево, дерево у реки, дерево у дороги, дающее путнику тень в жаркий день. Мюридам надо сажать повсюду деревья, ухаживать за ними, пока они не вырастут.
33. Вода – самое святое из всего, что создано Всевышним, ибо вода, сказано в Коране, не перестаёт прославлять Всевышнего Творца даже тогда, когда всё живое и неживое перестаёт это делать.
Страшный грех – пачкать воду. В родниковой и речной воде нельзя стирать, мыть грязные вещи; нельзя купаться, смывая с себя грязь. Для этого нужно набирать воду и уходить подольше от родника или речки. Нельзя бросать в воду мусор, нельзя без надобности менять русло речек, убивая всё живое в осушившемся русле.
Къайла туб
Данный суфийский орден наряду с Хьажи-мурдеш один из основных представленных в Ингушетии.Представителями данного вирда являются свыше 20% ингушей.Данный орден один из наиболее ранних на Северном Кавказе и является ответвлением от Накшбандии,известного и многочисленного суфийского братства.В Ингушетии он связан с шейхом Дени Арсановым и его потомками,именно они являются и по сегодняшний день устазами данного вирда.
Данный вирд начал распространяться среди ингушей еще в начале XX века. Шейхом Дени Арсановым была открыта школа при мечети для обучения детей ингушей и осетин. Через данную школу прошли сотни детей, которые впоследствии стали последователями шейха Денни Арсанова.
Позиции вирдового братства шейха Денни Арсанова вполне могут соперничать по численности с самым многочисленным вирдом шейха Кунта – хаджи Кишиева. Поэтому неудивительно, что после конфликта с властями Чеченской Республики Ичкерия на почве политического обустройства Чечни в 1996 году, сын шейха Денни Арсанова Ильяс переселился именно в Ингушетию, где нашел приют среди своих последователей, где каждый готов был принять его и сделать для него все возможное.
Еще одним вирдом накшбандийского тариката является последователи Исаак-муллы Чапанова из Верхних Ачалуков. В годы распада Российской империи, пользуясь всеобщим уважением, был избран один из трех членов Национального Совета вместе с В.Джабагиевым и М.Саутиевым (декабрь 1917 года – январь 1918 г). На Исаак-муллу в Национальном Совете возлагалась шариатская часть. Бывшие его мюриды в большинстве своем стали последователями шейха Денни Арсанова.
Ореол расселения данного вирда практически вся территория Ингушетии.Из самых известных шейхов и имамов можно назвать Османа Муцольгова,Ису Цечоева и многих других.
Батал-хьажи вирд
Шейх Батал – хаджи был муршидом шейха Кунта-хаджи (хотя сами мюриды шейха Кунта-хаджи считают, что у него не было ни одного мюршида, кроме мюридов, поэтому они не признают эту силсилу, по их версии, все заканчивается именно самим шейхом Кунта-хаджи). Как бы то ни было, от Кунта-хаджи ведут свою силсилу и Бамат-Гирей-хаджи Митаев и Батал-хаджи Белхароев.
Данный вирд очень оригинален в силу своей структуры, которая жестко организована, и считающейся закрытой для не членов данного вирда. На самом деле, любой может стать членом данного вирдового братства, признающего априори устазом шейха Батал-хаджи.
Первыми приверженцами шейха Батал-хаджи Белхароева стали жители ингушских селений Сурхохи, Назрань, Насыр Корт, Плиево и Верхний Ачалуки. В отличие от других вирдов кадирийя на Северном Кавказе, есть разница, или скажем своя специфика исполнения громкого зикра. Мюриды шейха Батал-хаджи хоть и образуют круг, как и кунта-хаджинцы, но в отличие от своего Старшего Устаза (Кунта-хаджи) не совершают зикр быстрыми движениями (бегом или быстрой ходьбой, «прихрамывая» на правую ногу) слева направо образуют круг из числа сидящих (чаще всего это могут быть старики) и за ними стоящих (чаще всего) мюридов из числа молодежи. Во время исполнения религиозных зикров (или назмов), слегка раскачиваясь, ритмично хлопают в ладоши, рефреном повторяя ла илаха илла-л-лахи («Нет Бога, кроме Аллаха»).
Поэтому не следует считать, что данный вирд есть простое копирование кунта-хаджинцев. Отнюдь нет.
Данное вирдовое братство поощряет внутривирдовые браки, присутствует жесткая дисциплина, которая регулируется потомством самого шейха. Эти два элемента являются отзвуком тех репрессий, которой подвергались в бытность атеистического прошлого Советской страны. Такими мерами все свои тайны они сохраняли между собой. Этим сказывается мнение, которое бытует в ингушском обществе, что данный вирд очень закрытый, не дружелюбный и стоит особняком в ингушском обществе. На самом деле, мы имеем одну из форм существования суфийского братства в условиях гонения со стороны властей. Ничего нового в этом нет.
По воспоминаниям Тангиева А-Г. Д. в 1924 году он женился на дочери Батал-Хаджи из с. Сурхахи, умершего в 1914 году в ссылке. Моя невеста была дочерью Батал-Хаджи от второго брака. Батал-Хаджи был выслан на вечное поселение в г. Козельск Калужской губернии после прокатившейся реакции, вызванной революцией 1905 года, когда опасные для царизма элементы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабарды, Балкарии и других регионов были сосланы в центральные районы России под постоянным надзором. В революции 1917-1920 гг. члены семьи Батал-Хаджи активно учавствовали в борьбе с белогвардейской армией и стойко защищали с. Сурхахи, награжденное ВЦИКом в 1927 году Почетной грамотой. После отступления Красной армии в 1919 году, комиссары Терской республики, в числе которых были Бутырин, Гегечкгори, Махарадзе, Орджоникидзе с семьями, остановились в с. Сурхахи у семьи Батал-Хаджи и Курки Албогачиева, откуда они уходили дальше, в горы, в с. Галашки, Мужичи, Пуй, Гули и далее в Грузию в гражданскую междоусобицу его дети – Махти, Исса, Али, Хасан, Муси, Махмад – показывали чудеса мужества и храбрости, обороняя родное село Сурхохи от белогвардейской армии Деникина.
Однако для семьи шейха Батал-хаджи, и белогвардейцы, и красногвардейцы, были практически одними и теми же врагами. Сыновья шейха Батал-хаджи активно боролись и против Советской власти, почти все они были расстреляны: Мусса – в 1925 г., Иса – в 1930 г., Али – в 1935 г., Мухаммад, сподвижник Наджмутдина-эфенди, был убит при попытке перейти турецкую границу, Курейш руководил партизанским движением на территории Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, после 10-летнего заключения, в 1957 г., вернулся на родину, возглавил вирд, умер в 1964 году.
Данный вирд также имеет тенденцию к модернизации. К примеру, ими созданы ордена и медали имени своего устаза, есть премии и стипендии для своих студентов. Ордена даются тем, кто, по их мнению, имеет заслуги перед вирдовым братством. Одним из таких примеров, было награждение орденом имени Батал-хаджи Белхороева бывшего Президента Ингушетии Мурада Зязикова. Членами вирда построена мечеть в селе Сурхахи, по своей архитектуре также сделана не совсем обычно для нашего края. Данный вирд не позволяет своим членам оставшимся без кормильцев, им оказывается постоянная забота со стороны руководства вирда.
Место его захоронения в селении Сурхахи (Назрановского района Ингушетии) является местом особого почитания его мюридов. Сам зиярат создан в комплексе с мечетью, и издалека создается ощущение, что оно покрыто все золотом, это дается за счет золотистой краской купола зиярата и внушительных ворот, которые также красиво служат дополнением всего комплекса созданного как зиярат шейха Батал-хаджи Белхароева.
В сегодняшней жизни Ингушетии место и роль вирдового братства шейха Батал-хаджи Белхароева занимает свое определенное место в обществе, не учитывать которое не может себе позволить как само общество, так и сама власть.
Салафия
Спросили Шейха Мунаджида
Вопрос: Я недавно принял ислам, и многие посоветовали мне, чтобы я сторонился «ваххабитов». Так кто же они? И к чему они призывают?
Ответ: Хвала Аллаху.
Обязанностью каждого мусульманина является следование за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), придерживаясь пути наших праведных предков, которые следовали руководству Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которыми являются сподвижники и те, кто последовал их путем (да будет доволен всеми ими Аллах). И этих людей называют «Ахлю ас-Сунна ва аль-Джамаат».
И каждый, кто последовал тому пути, на котором был Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), тот является приверженцем этой группы людей. И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), поистине пришел с призывом к единобожию и опровержением многобожия, с побуждением к поклонению одному лишь Аллаху, и ни к чему-либо помимо Него.
А что касается слова «ваххабиты», то это прозвище некоторые люди адресуют к призыву Шейха, Имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ибн Сулаймана ат-Тамими аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах). Называют его и последователей его, «ваххабитами». Каждый, у кого есть хоть какая-то доля знания о движении Шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его призыве, знает, что он начал с распространения призыва к истинному единобожию и с предостережения от многобожия во всех его проявлениях. В таких проявлениях, как привязанность к мертвым, деревьям, камням и т.д. И он (да смилуется над ним Аллах) в своем вероубеждении следует пути праведных предков и их последователей, доказательством чего являются его книги и фетвы (шариатское постановление), а также книги его последователей из числа его сыновей, внуков и др. Все эти книги уже изданы и распространены среди людей. И его призыв соответствовал Книге Аллаха и Сунне (пути) Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует).
«Ваххабизм» не является сектой или определенным направлением в религии, а поистине является призывом к единобожию и обновлению, восстановлению того, что было утрачено из религии. И твоей обязанностью является остерегаться тех, кто побуждал тебя сторониться этих людей. Так как они советовали тебе, удалятся от следования за истинной и праведными предками этой общины.
Придавать прозвище «ваххабит» тем, кто придерживается правильного вероубеждения, и предостерегать людей от них, поистине это метод, способ невежд и преследующих корыстные цели.
Мы просим у Аллаха благополучия