Независимый Вайнахский Форум

Объявление

Чат Игушетия


символ е-НВФ Вайнет - зона вайнахского интернета Война в Чечне видео

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Независимый Вайнахский Форум » История, традиции, язык, религия » Традиции вайнахов, чеченцев и ингушей


Традиции вайнахов, чеченцев и ингушей

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Давайте здесь поговорим о наших традициях,обрядах и посмотрим когда и откуда они к нам пришли или были всегда нашими и в таком случае,что послужило причиной их появления.

например похищение невесты
это ингушская традиция,сколько ей лет,веков?

На мой взгляд это не имело место среди ингушей в горах,а исключительно тюркимбайский трюк который мы заимствовали уже на плоскости.
Я конечно не отрицаю,что случае когда двое молодых имея определенные препятствия убегали могли быть..да и то вряд ли...это скорее исключительно плоскостное явление.
до чего это дошло сейчас?
похищают без спросу,без встреч,без ничего и очень часто на пьяную голову..после этого до недавнего времени считалось ,что возвращать это удел слабых и стояли насмерть...это нечто.
у кого какие мнения по этому поводу?
когда это пришло к нам и как данный обряд видоизменялся со временем

0

2

понятие не знаю, но чувство такое присутствует, но особо не выделяеццо)
недавно украли одну девушку утром, а вечером заставили вернуть, когда возвращал тот сказал: аа, аз-м футтарейна йод я ер хьо))
спршивается хьанен футтарейна? ведь он оказался в минусе)
я не призываю к кражам, считаю это крайне-радикальным методом женитьбы, но если уж решился-иди ДАКАНЦА!)

0

3

Один раз,давно это было,дудаевские времена,был свидетелем такой одной истории..
похитили девушку,та наотрез против,уже взрослая..вообще спанталыгу её своровали,она даже не знала за кого..сама образованная..жесть..
в общем её домашние едут..он грит заберите меня,но те кто своровали богатые такие..они сказали ащшад биЛлях в джизни не отдадим...в общем доходит до конкретной уже бойни,те с оружием,эти со стволами ( бедным родственникам стволы раздали  ) и вот под таким прессом они заставили эту девушку подписаться..типа иначе все умрут 
ну что это такое?!

0

4

Вот чем в свое время у меня была вызвана сильнейшая неприязнь к одному форумчанину.. он участвовал 6-8 раз в краже невест для своих друзей, воздвиг это дело в ранг своего хобби и кичился этим.. типа, я устроил жизнь многим девчонкам. А по мне, он совершал насилие, обнажая свою жестокость. Какая разница между похищением с целью выкупа и похищением с целью женитьбы? И там, и здесь есть жертва, а в последнем случае ею выступает слабая женщина, что еще сильнее усугубляет вину похитителей.
Мне и в голову не придет назвать человека добрым, если он одобряет такое.

0

5

Во времена предков похищали, если хотели опозорить род, вернее похищение считалось проявлением неуважения к роду, тейпу. Сейчас, конечно, на это смотрят по другому, но похищение невесты как было, так и остается варварским обычаем и с точки зрения Ислама, и с точки зрения ингушских традиций, и с точки зрения человеческой морали.
Радует то, что похищение "без спросу,без встреч,без ничего и очень часто на пьяную голову" уходит в прошлое и в основном присутствует договоренность между молодыми. В любом случае, ирч хьам да из. В Чечне, я слышала, штраф за похищение девушки 1 млн. рублей.

0

6

да,это искоренять на самом деле...а некоторые наши и в Чечне также уже пытаются этим перед европейцами продемонстрировать..те то ахают да охают..типа какая романтика,но на деле наверняка думают..воо чучмеки
в Чечне даже зазывают репортеров,недавно итальянцы снимали про это,а наши всё норовят на бумагу положить всё это постыдство..хотя я не помню подобное у наших классиков

0

7

Сноха не может называть имени свекра, свекрови, мужниных братьев и сестер. Причем эти имена она не должна произносить даже тогда, когда обращается к их тезкам. Даже случайное произношение запретного имени подвергает женщину осмеянию и осуждению. Но как-то она должна обращаться к новым родственникам? Конечно. Свекра и свекровь невестка называет просто: папа и мама, дади и нани. Старшего брата мужа, примерно, называют Старший, младшего – Младший. Золовок также называет Старшая, Младшая. А если их много? Здесь могут появиться имена типа Черноглазая, Синеглазая, Высокая, Усатый и т. д. О довольно забавном случае поведал ингушский писатель А. Боков в своем рассказе «Имя, которое нельзя произносить». Действие происходит у окошка регистратуры, когда молодая женщина привела больного ребенка и заняла очередь. На просьбу назвать имя ребенка она молчит и смотрит по сторонам. А вдруг кто-то в толпе окажется знакомым, уличит ее в нарушении национального этикета. Дело спасает бабка, которая перебирает мужские имена и, наконец, натыкается на то, что и было нужно.

Снохе запрещено сидеть при свекре, тем более кушать при нем. Она не может приласкать своего ребенка при родителях мужа. Кстати, и отцу возбраняется брать ребенка на руки в присутствии родителей. Всякий, кто нарушит этот обычай, считается плебеем. Зато ребенка приласкают, утешат дедушка и бабушка. У ингушей существует поверье, что внуков надо любить больше, чем своих детей. Старики говорят: «Это враги, которые появились на свет, чтобы их любили». На первый взгляд это табу кажется совершенно абсурдным, но на самом деле за ним стоит целая система народных поверий. Пока жив старший отец, он родитель всех остальных, в том числе внуков и правнуков. По ингушским поверьям, родители больше любят своих детей, чем дети своих родителей. Нашли и этому объяснение: у Адама и Хавы (Евы) не было родителей, им некого было любить. С тех пор оно так и повелось. Но это больше шутка. На самом деле у ингушей существует и безупречно выполняется запрет на то, чтобы оставлять родителей без заботы, помощи, ласки и доброты. Здесь вообще нет примеров, когда сыновья или дочери отдают престарелых родителей в приюты, оставляют их одних. Никакой скандал в семье не может стать основанием для ухода детей от состарившихся родителей. Тот, кто рискнул бы пойти на это, подвергся бы страшному осуждению и большой ненависти.

Наиболее осуждаемое со стороны других народов табу на то, чтобы ингушский зять никогда не встречался с тещей и тестем. Такое недопустимо. Встретившись на улице и даже переговорив друг с другом, зять или тесть, зять или теща могут разойтись, так и не узнав, что имеют дело с близким родственником. «Из всех ингушских обычаев мне приятен тот, что запрещает зятю встречаться с тещей», – смеялся один мой знакомый эстонец. Но шутки прочь. Что стоит за этим табу? Желание ингушей сохранить нормы народного этикета и не рисковать. Сидение за одним столом, совместное распитие горячительных напитков может привести к нештатным ситуациям, скандалам и даже мордобою. Как это допустимо: ругнуться с родителями жены, а затем идти к ней в постель. Что может быть унизительнее этого.

Нельзя пить и курить, а при определенных обстоятельствах даже сидеть при отце и матери, перед старшими братьями и близкими родственниками, старшими по возрасту. Многие этого не делают даже в присутствии старших по возрасту людей, не состоящих в родстве.

Нельзя жить в доме родителей жены, даже если их нет уже на этом свете и у них не осталось близких родственников, наследников. Такой дом или пустует, или его сдают в наем, или, в крайнем случае, продают.

Что стоит за этими табу?

В первом случае: кто уважит тебя, если не твои младшие члены семьи!? Здесь в ходу притча. У почтенного старца спросили, как тот добился такого авторитета? Тот ответил: «Первой меня уважила жена, затем – дети, затем – соседи, жители села, потом и люди со всего края».

Во втором случае учитывается непререкаемое уважение зятя к родителям и прямым родственникам супруги. Как можно раздеваться и спать в доме, где они жили? По старинным ингушским преданиям, тени умерших навсегда остаются в доме и им незачем видеть такое неуважение к ним со стороны детей.

Распространяется табу и на единокровную семью. Сыновьям, не говоря уже о дочерях, запрещено садиться за один стол с отцом. Нельзя курить при отце и матери, старшем брате. Для представителей многих народов это покажется странным. Но вдумайтесь: пьянство и курение мы называем вредными привычками. Зачем тогда пропагандировать эти вредные привычки?

Ингуши до сих пор соблюдают родовые, или как их сейчас называют, тейповые отношения. Отказываться от них никому не дано. Право правого уступает праву родства. Если в деле замешаны родственники, то справедливость здесь устанавливается не по противоположности «белое и черное», а по сходству «синее и голубое». Весь этот процесс можно назвать принципом перетягивания каната: если один и тот же проступок совершается своим человеком – это оправдывается, чужим – осуждается. Например, любой ингуш осуждает наркоманию, но если на иглу садится кто-то из своих и попадает в кутузку, то тот же ингуш, сломя голову, бросается спасать родственника. Нельзя покушаться на право родства.

Есть еще одно табу, которое теперь часто и легко нарушается. У ингушей всегда считалось унизительным делом самозахваты земельных участков, переносы заборов на тротуары и дороги. Земля – Божье творение и достояние всех людей, говорили наши предки. Ныне такого нет, иная психология победила. Жалко змею, лежащую на дороге: скупой подумает, что это веревка, и подберет, говорили наши отцы. Они знали, что говорить.

Хвала Аллаху за то, что подавляющее большинство из нас не потеряло интерес к отсчету времени, соблюдает нравственные ориентиры, отстаивает честь и достоинство, соблюдает запреты, установленные предками.

Один ингуш, заключенный в тюрьму, поведал своим сокамерникам обо всех табу, которые сопровождают ингуша от рождения и до смерти. И кто-то из участников беседы воскликнул: «Так зачем же тебя посадили сюда, если там, на воле, у тебя столько запретов? Где найдешь такую идеальную тюрягу?»

Воистину, тюрьма запретов – идеальна. Она хотя и ограничивает свободу, но не дает основной массе народа переходить границы дозволенного. Рука, которая тянется к чужому добру, поднимается против другого человека, обжигается не только законом, но и мудростью сотен поколений, прошедших по этой горестной и грешной земле. Такие руки надо рубить по локоть, еще выше и даже заодно с головой и шеей.

Видите, сколько у ингушей запретов, но часто случается, что их нарушают. Особенно это бывает тогда, когда молодые люди уезжают за пределы родной республики. Если вы хотите остановить не в меру пылкого кавказца, напомните ему о кодексе народных законов. Под напором таких аргументов он, скорее всего, не устоит, устыдится, образумится. Неписанные народные законы даже строже тех, что вошли в уголовный кодекс. Если хотите иметь хорошие отношения с ингушом, назовите его братом, гражданином России, позовите его на помощь, когда находитесь в беде.

0

8

Наши предки предупреждали: нельзя трогать слабого. Рано или поздно объявится его родственник, подрастет сын, выйдет замуж дочь и родит. Прощения не будет. За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен. К большому сожалению, время подмыло эти понятия. Шелест денежных купюр для многих оказался милее предостережений мудрецов. Но еще много тех, кто уверен, что деньги можно добыть и потратить. А вот честь – с нею рождаются.

Нельзя предавать друзей. В народе сохранилось множество легенд, сказаний и достоверных рассказов о настоящей дружбе. Запрещалось, например, жениться на сестре друга. Какая необходимость дружеские отношения переводить в родственные? Они равнозначны.

Нельзя было дотрагиваться до чужой женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы. Кто-то спросит: что за дурость? Но вдумайтесь в горскую пословицу: лучше потерять голову, чем честь.

Нельзя разглядывать прелести женщины, которая тебе не принадлежит. Мужскому взору вообще нечего делать ниже пояса.

Нельзя родителям ссориться при детях. Кто-то скажет: так говорят все народы. Но у ингушей это табу выполняется неукоснительно. Нельзя старшему брату претендовать на дом родителей. Жилье обязательно переходит к младшему. Но и младшему дом не достанется, если в доме есть калека, неизлечимо больной, тронутый умом. Им жилье нужнее. Здоровый и сильный сам найдет выход. При разделе спорного имущества ингуш никогда не доведет дело до суда. Каждый член семьи и так знает, что и сколько ему положено. Если что-то не так, обиженный смолчит и не даст поводов для пересудов и насмешек. Суть семейного спора никогда не будет оглашена и навсегда останется тайной.

Нельзя использовать наемный труд, не оговорив цену. Абсолютно не допускается корректировка цен уже после начала работы. Например, торговаться с каменщиком можно только до того, как в стену положили первый кирпич. Разумеется, это не имеет никакого отношения к современной тендерной системе, где, к примеру, взрослые люди борятся за право забивания гвоздей в крышку гроба. Разумеется, здесь учитывается и то, что один из этих гвоздей останется не забитым и будет использован в качестве откупных.

Ингуши шутят: ничего нельзя делать, не испросив совета жены, но все делать надо вопреки. Конечно, это не обязательное, скорее всего экзотическое табу. На самом деле все решается на семейном совете, но решения принимаются по принципу старшинства, а не большинства. Толпа безрассудна и часто не может найти единственное, правильное решение. Это как на базаре: выбор большой, долго ходишь и смотришь, примеряешь и прицениваешься, а домой возвращаешься с пустыми руками.

Недопустимым считают ингуши заключение всякого пари. Это не мужское занятие. Человек должен быть выше амбиций, в основе которых лежит спор. Также отвергаются всякие азартные игры. Выигрыш не может быть случайностью, его надо заслужить.

Строжайше запрещено зариться на чужую собственность. Помню такой случай. У одного старика состарилась лошадь. Разумеется, до того как одряхлеть, эта тварь была молодым и игривым конем. Но всему приходит конец. Старик поступил так, как поступили его далекие предки: отвел клячу за село, снял уздечку и отпустил на все четыре стороны. А это значит, что старик отказался от своей частной собственности.

Молодые люди, жившие в соседнем селе, отловили клячу, отвели в укромное место, зарезали, освежевали и пустили мясо на колбасу. Узнав об этом, бывший владелец вычислил воров, развил народную дипломатию до такой степени, что конокрады были вынуждены купить молодого коня. Люди намекнули: а отказ-то был. На что старик ответил: «Трогать можно только свою жену и пуговицу на вороте рубашки, которую забыл застегнуть».

Ингуши говорят: жемчуга тоже камушки. Второстепенность недопустима при соблюдении правил не кровного родства, сватовства, развода. Нажил новых родственников – относись к ним одинаково хорошо, сватайся как подобает, разводись как положено.

Нельзя безумно рисковать, но не все осторожные дошли до цели, говорят ингуши. Нельзя терять чувство меры. Лучше прочитать одну книгу и запомнить ее содержание, чем прочитать сто книг и не запомнить ни одну из них.

Нельзя отказывать человеку, просящему в долг деньги. Если оговоренные ранее сроки возврата долга не будут соблюдены, их надо продлить. Если и новые условия останутся невыполненными, долг должен быть прощен. Кстати, эти народные установки почти совпадают с кораническими и частично с библейскими.

Как во всяком народе, среди ингушей встречаются и те, кто не прочь навесить долги и не вернуть их. Для успокоения души здесь говорят: ничего, вернет на том свете. Для того, чтобы дело так далеко не заходило, в день похорон близкий родственник умершего обращается к собравшимся со следующими словами: «Наш человек ушел в лучший мир. Допускаю, что по забывчивости или в силу других причин он не вернул чей-то долг. Если так, любой из вас может об этом сообщить. Долг будет возвращен». Долг обязательно погашается. Правда, в одном из сел жил некий пройдоха, который «давал» в долг всем покойникам. Три раза ему поверили, а в четвертый раз намылили шею. Любителей навешивать долги ингуши не любят, посмеиваются над ними. Однажды молодой человек пришел к соседу и попросил в долг червонец. В оговоренное время он вернул деньги. Вскоре молодой человек пришел еще раз и попросил два червонца.

– Зайди в дом, открой сундук и возьми, – сказал сосед.

Молодой человек взял деньги и не вернул. Но ему вновь понадобились деньги, и он направился к соседу.

– Зайди в дом, открой сундук и возьми, – сказал сосед.

Молодой человек зашел и вернулся ни с чем.

– Там нет денег, – удивился он.

– Они там были бы непременно, если бы ты вернул прошлый долг, – сказал сосед.

Нельзя лаять на пса, заносить ногу на ногу на похоронах, утирать нос пальцем. Нельзя разводить широко колени не только женщине, но и мужчине. У одного мудреца спросили, что, на его взгляд, абсурднее всего на этом свете?

– Хвост козы, – ответил тот. – Ведь он ничего не прикрывает.

Нельзя держать руки выше шеи и ниже пояса во время сна. Нельзя бросаться в реку головой вперед – в воду можно только входить, никогда нельзя стоять на коленях, рвать волосы на голове, откладывать на потом то, что можно сделать сейчас, не упоминать имя Бога после грома. Нельзя умирать с голоду. Предки ингушей, изнеможденные голодом, плавили медь и выпивали металл. Во время эпидемий заболевшие шли в горы, находили место, садились и умирали. Это они делали для того, чтобы не заразить других. Нельзя становиться причиной смерти другого человека. Нельзя собирать камни, лежащие по обочинам гравийных дорог. Нельзя сидеть, когда проезжаешь мост, не помолиться, проходя мимо кладбища, звать на помощь, если сам можешь выкарабкаться, носить усы, пока жив отец, корчить рожу, входить в туалет без кумгана. Кто-то подумает: что это за каша: рядом с серьезными запретами всякая мелочь, которой можно пренебречь. В том и дело, что все табу у ингушей громоздятся на одной полке, среди них нет таких, которые можно предпочесть одним и отодвинуть другие. За долгую историю своего существования народ приучился к мысли: цепь сильна, если каждое ее звено на своем месте. Нельзя строптивую лошадь тянуть за уздцы, а упрямого осла подгонять сзади. Рискуешь остаться без скальпа и зубов. Если выпали зубы, нельзя распускать язык. Нельзя искать женщину по себе. Если найдешь, обязательно разочаруешься в своих способностях. Она горит всегда, а ты вспыхиваешь от случая к случаю. Нельзя испытывать терпение самой спокойной кошки и самой послушной женщины, рано или поздно в первой проснется зверь, а во второй – женщина. Покорных ингушек я видел много, но покоренных до сих пор не встречал.

В прошлом существовало очень серьезное табу, касавшееся мужчин, – нельзя было набирать лишний вес. Никакого жира на животе! Полнота – удел женщины, которой предстоит стать матерью. Многие ингушские мужчины, особенно парни, годами сидели на диете, носили специальные пояса, стремясь сохранить стройную фигуру. У этого запрета даже существовал свой эталон. Если мужчина ложился боком на ровную дощатую поверхность, то в том месте, где талия, должна была свободно проползти кошка. Это уже идеально! Теперь к этому табу относятся с опаской. Надо признаться, что до отвала едят только единицы, но равнодушных к пару над тарелкой, где лежат сваренные куски мяса, очень мало. Ныне под талией ингуша может застрять даже гусеница.

Нельзя ковыряться в носу, надрезать ногти до восхода или после захода солнца, зевать, чихать, смеяться, когда другие плачут, плакать, когда другие смеются, класть на стол головной убор, ходить в одежде с оторванной пуговицей. Нельзя грубо реагировать на шутку, не ответить на приветствие, не пожать протянутую руку, не подать нищему, даже умирая от голода. Нельзя быть пастухом, танцором, певцом, актером, жить как попало, умереть без завещания. Нельзя мужчине носить воду и мыть посуду, стирать, полоть, стелить и убирать постель, гладить, рассказывать детям сказки, качать люльку, показывать усталость, жаловаться на зубную боль, появляться при людях частично одетым, разутым и без носового платка в кармане.

Жене нельзя поднимать руку на мужа, ложиться раньше него и вставать позже него, делать замечания, задавать вопросы: Где был? С кем был? Куда направляешься? Когда вернешься? Жене нельзя произносить имя мужа. Во время ходьбы находиться вровень, впереди или справа от него, кидаться в объятия или отмахиваться, когда хотят обнять ее. Нельзя, чтобы муж вышел из дома в нечищеной обуви и нестираной сорочке. Кто-то скажет – это рабство. Но это добровольное рабство, и такие семьи практически не распадаются. Процент разводов просто ничтожен: эта шкала никогда не дотягивала до одной целой. Хотя современная статистика разводов выше по причине несоблюдения все тех же табу.

Нельзя разглядывать чужие ворота и совсем нельзя пытаться увидеть то, что происходит за ними. Нельзя перекармливать кошку, оставлять скот голодным, будить детей на рассвете, спать на спине, верить гадалкам, рассуждать долго и медленно, есть много и быстро, стоять на краю ямы, чесать неприличные места, отращивать волосы и ногти. Нельзя смотреть вверх, когда идешь по узкой горной тропинке и смотреть вниз, когда идешь по краю пропасти.

0

9

Я русская..с интересом прочитала,особенно все те правила,касающиеся общения между супругами,да и вообще,между полами.. Про воровство невест..я думала такого уже нет,а тем не менее..
Трудно в современном мире все это соблюдать.И мне,кажется,соблюдение всех этих правил становится какой-то навязчивой самоцелью,что теряется смысл.
Безусловно,в прежнем(прошлом) мире все эти правила имели важное(не только бытовое) значение,но..мир меняется,часть традиций неизбежно отмирают,в этом нет ничего плохого,но и ничего хорошего.Просто это есть,как факт.
У русской патриархальной общины тоже был ряд правил,но..они ушли в прошлое по мере развития сельской общественной жизни.На Кавказе эти связи(между прошлым и настоящим) очень крепки..Хорошо ли это?Вопрос мне,кажется,спорным.

0


Вы здесь » Независимый Вайнахский Форум » История, традиции, язык, религия » Традиции вайнахов, чеченцев и ингушей