wwwwekal.eu
Гилатхой (гулетцы). Кто они?
Предисловие
К написанию этой статьи нас побудили разные причины. Еще в годы молодости в 1989 г. в г. Грозном встретил пожилого чеченца. Потом в ходе знакомства оказалось, что он из Грузии, представитель общества гулой (гвилетцы, гилатхой). Цель приезда в Чечню была родовая встреча гилатхойцев (об этом узнал попозже). Меня пригласили в гости. Встреча проходила в частном доме, позже ближе к вечеру из дальнейшего разговора узнал, что все они представители общества гилатхой, несколько человек было из Ингушетии (тогда еще ЧИАССР), Чечни и Грузии. Впервые там я услышал названия горных аулов Чечни, как Орзми-келе, местечке Гилне, Туести и др. Не менее важной причиной написания статьи послужило и также следующее событие, четыре года тому назад получил по почте тетрадь с записями легенд (с уст старшего поколения), подаренную мне еще в 1998 г. Часть тетради уничтожено (сгорело) во время известных событий в г. Грозном.
Старик чеченец,
Хребтов Казбека бедный уроженец,
Когда меня чрез горы провожал,
Про старину мне повесть рассказал.
"Измаил-Бей", М. Ю. Лермонтов
Глава Ⅰ Экскурсия в горы Чечни в Аккинское общество к аулу Орзми-келе и Гилне
Гилатхойцы или гилатхой - одно из аккинских родовых обществ (см. аккинцы чеченское этническое общество). Гилатхой - являются коренными горными аккинцами по происхождению. Первые гилатхойцы вышли из горного аула Орзми-келе (чеч. Оьрзми Кхела) в Аккинским обществе (бывший Галанчожский округ Чеченской республики).
Чтобы побольше узнать о корнях чеченцах гилатхой необходимо поближе познакомится с горным обществом Акка, которое когда то было частью горной Ломеки (см. Горная Чечня). ...Углубляясь в горах Чечни... мы очутились в горах глубинной Акки (наш путь лежал со стороны аула Шалажи) , шли мы долго, пока не очутились в местах, где когда то распологался древнейший и буйный чеченский аул Валерик (чеч. Валларга/ВалларгтⅠе), по рассказам людей жители этого аула отличались своим беспокойным характером. По тем же рассказам выходцев из бывшего Галанчожского округа, из этого аула вышел отряд чеченцев во главе с братьями Дюрда и Губаник (он позже принял ислам и получил еще одно имя Хажи, оба брата прямые потомки Воккала). Этот аул по преданиям заложил Воккал (по другим преданиям его основал предок Воккала). Воккал был аборигенным аккинцем, потому что являлся потомком Вокка Пулы (аккинцы делятся между собой на выходцев из Шемы - это родословные Меда, он сын Аькхе Меда, Аькхе Мед сын Аькхе, Аькхе сын ГⅠа и так называемых аборигенных аккинцев, потомков Вока Пулы). Башни и замки в горах Чечни (включая Дариала) по словам выходцев из Галанчожа строили на местах бывших больших городов древности. Как утверждают аккинские старцы чеченцы в древние времена строили мощные и большие хорошо укрепленные города с многочисленными укреплениями (вай нахчой нах щира хьалха заманчохь бехна йаккхий гⅠаланашкахь, гⅠаланаш хилчу метташкахь йихкина бⅠоьйнаш).
Горный аул Валерик ныне не существует. Во времена так называемого "засилья пришлых князей" (послетимуровский период) на месте равнинного села Валерик в Ачхой Мартановском районе Чечни было селение основанное аккинцами Дзунге пхе (Дзунге пхье). В нем правил со своей многочисленной дружиной пришлый тюркский князь Айдамир, также ему служили наемники, местные старейшины называют их воины-джелты.
Дюрда и Губаник в ходе двухдневных стычек заставили Айдамира покинуть село. В первый день чеченцам не повезло, согласно преданиям аккинцы рассчитывали в первый же день освободить село, но Айдамир хорошо подготовился к отражению опасности. Он был заранее предупрежден чеченцами с требованием либо покинуть село, либо признать отца Дурда и Губаника за нового Айдамаира (авт - согласно местным преданиям, аккинцы часто перед изгнанием пришлых князей на местных Мехк кхелах объявляли себя шихами, султанами, мирзами несмотря на свои языческие или христианские верования. Часто изгнав пришлого князя лидер народной дружины получал имя изгнанного князя или феодала и пользовался всеобщим уважением, но это вовсе не означало, что чеченцы выбирали нового князя из своей среды). На следующий день уже на рассвете из горной Ичкерии подошел на помощь отряд конницы центороевцев. Их потомки проживают в Валерике.Жители равнинного (предгорное село) Валерика показывают даже улицу где проживают потомки князя Айдамира, они по происхождению этнические кумыки. Когда село перешло под власть Нахчинского Мехк кхела за селом Дзунге пхе постепенно закрепилось новое название Валерик (авт - записал А. Товбулатов в 1992 г со слов Бабиева Ахияда, представитель рода вилахой, проживает в сел. Валерик).
Горный же аул Валерик лежит напротив бывшей крепости или замка аула Итар Келе (Итар-кхели, Иттар-кхяьле) .
Рис. Горная Чечня, Аккинское общество, Итар-келе
Не доходя до этих аулов мы побывали на месте бывшей мельницы Яхья-хера (Яхья хьера). От Яхья мельницы в правую сторону лежит аул Итар Келе (ученые считают укрепления Итар-келе наследием аланской культуры), а аул Валерик находится по левую сторону. Мы идем дальше и доходим до бывшей мельницы Идигар (от нее почти ничего не осталось). Напротив мельницы Идигар находится Дюхле (Духьле или Дуьхьле, по мнению проводника, которые он привел использовались с давних времен), направо места, где когда то был аул Орзми-келе, поселение одного из потомков Вокка Пулы и немного повыше места, которые в народе называют Гилат (ГилатⅠ, Гил-не - аккинцы используют оба варианта и подчеркивают их общее происхождение), недалеко от мест Гилат находятся остатки кладбища Гилат-кешнаш. Идя дальше мы очутились у мест Кортбос (Кхорт-Бос), рядом Валерик-эшка (Валларг-Ⅰаьшка). Проводник рассказал интересную историю про Циет Лам (ЦⅠет лам), здесь когда то жил народ-воин, одни называют их скифами, другие сарматами, все они были свирепыми солдатами. Часто здесь собирались представители этнических обществ в случае когда возникала необходимость собрать воинские силы всех родов чеченцев.
Само же название аула Орзми-келе связывают с именем аккинца Орзми (Оьрзми). Его поселение на месте Орзми-келе (Оьрзми-кхела) носило в древности название Когалег (Кхо ГⅠалиг, см. Кхо ГⅠала, русск. Три Города). Основано оно было 3800 лет назад. По местной молве, здесь стоял врытый столб, на котором были выбиты родословная и дата основания, эти надписи существовали еще до начала 80-х годов 20 столетия, проводник назвал даже имена ныне здравствующих старцев лично видевших эти надписи.
У Орзми были братья Оршми (Оьршми/Эьршми/Аьршми), Эрш(Эьрш/Аьрш/Эьршах/Оьршах) и Бяррие (Баьр-Рие, авт - он же Солса Берре, он же Сиеска Солс). Согласно народной молве, чтобы запутать врага часто женщинам давали дополнительные имена, в том числе и мужские, таких женщин отбирали с детства для войны и называли мехкарий, они составляли особые боеспособные отряды. Несколько имен давали и мужчинам.
От потомков брата Эршах пошли ГилатⅠхой (сейчас они в основном живут в Грузии и Ингушетии, в Чечне известны гилатⅠхойцы Бузарт-няькъой (авт - не путать с терлоевцами Бузарт некъий), являющиея составной частью галанчожских аккинцев. Согласно утверждениям самих гилатхой их общество состояло из 33-х ца (цⅠа).
От брата Оршми пошел род Галкохой (авт - гⅠал-кхохой, они и горт-хой, и гⅠатакх-хой), их было 40 ца (цⅠа).
У самого Орзми было несколько сыновей: Эти, Иту, Тотал, Тога (ТⅠух он же ТⅠогⅠ). Один из потомков Орзми был наемником у грузинского царя, его потомки осели в Грузии, по преданию он женился на знатной грузинке.
Описываемый чеченец в стихотворении "Измаил-Бей" М. Ю. Лермонтовым является представителем аккинского рода гилатхой, об этом рассказал житель Ачхой Мартана представитель бузурт-некий (авт - такая же версия приводится в личных записях/легенда, записана в 1988г/ у А. Товбулатова, рассказчик Султан Хуштаев, представитель рода пешхой, житель сел. Валерик) .
Глава Ⅱ Нахчой
Как известно вайнахи считают себя единым народом с древней культурой. Те цивилизации, народы, кочевники которые сталкивались с народом нахчуа, соприкасаясь с представителями тех или иных обществ нахчинского народа по названию того же общества часто давали название в своих исторических летописях целому нахчинскому народу. Или называли нахчой на своем языке. Видимо такию нюансы часто вводят в затруднение некоторых исследователей и историков. Чтобы подробнее раскрыть тему происхождения гилатхой придется сделать небольшой экскурс в прошлое, мы будем ссылаться на разные источники, в том числе на известных историков, на личные записи жителей Чечни. Историческая наука всегда проявляла интерес к любого рода источникам и всякий источник заслуживает кропотливого анализа, и оценки.
Коренные вайнахи называют себя "вай къоман нах", "вай адам", "нах-чой", упоминают легендарного Турпал Нах-чуа. Корень всех приведенных выражений и слов-этнонимов указывает на корень "нах", часто этнические вайнахи назвают себя между с собой вай-нах, вей-нах, вей-нях, т.е. наши люди, люди единого народа.
Халид Ошаев в своем труде «В сердце Чечни» пишет: "О самом племенном названии „Нахчо" вероятнее будет предположить, отбросив легендарные сказания, это оно происходит от слова „Нах" - народ. По смыслу „Нахчо", означает один из народа" (Х. Ошаев «В сердце Чечни», Грозный, Типо-лит. чеч. изд-ва "СЕРЛО", 1928).
Этнические вайнахи считают легендарного Турпала Нахчо своим предком или одним из легендарных предков, сплотившего первые нахчинские племена вайнахов в единый народ Нахчуа. Об этом свидетельствуют предания о том, как двенадцать сыновей Турпала Нахчо основали ныне известные общества: "Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт".¹
В других преданиях про прапредка вайнахов народа нахчой говорят, что у Турпала Нахчо было четырнадцать сыновей: "... чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами".²
Свято помнят нахчинцы место рождения Турпала Нахчо в ауле Нашхой. Количество преданий богато рассказами о рождении Турпала Нахчо, также сообщается не только аул, в котором он родился, но и время (ночь), и даже события (необычно ввыли волки). Аул Нашхой (авт - не путать с мохком Нашхой, сам аул не сохранился, как и многие аулы в горной Чечне) лежал в горах Чечни в урочище Горной Акки недалеко от аула Вовга.³
Нахчинцы являются автохонным населением Кавказа и этноним Кавкас по праву считается нахчинским о чем пишет В.М. Гамрикели, согласно которому имя Кавкас , возникло как "производное от географического названия топонима... Кавказ, этим топонимом подразумевали центральную часть Большого Кавказа, т.е. территорию между Эльбрусом и Казбеком, или более обширно между Эльбрусом и р. Аргун. Здесь с древних времен проживали коренные нахские племена чеченцев.⁴
Об этом свидетельствуют многие факты, интересно предание опубликованное в газете «Терские ведомости» за 1870 год: "Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... ".⁵
Лам Акке была обширной горной страной пранахчинцев, а сердцем ее была Нашиха, иногда чеченцы под Нашихой подразумевали весь бывший Галанчожский район Чечни, подчеркивая что там жили предки вайнахов, интересное заключение мы находим у А.Г. Мациевой в «Чеберлоевский диалект чеченского языка» : "Небезынтересно отметить, что все чеченцы, в том числе акинцы, кистины и чеберлоевцы, называют сами себя нахчо/нашхо, а выходцы из урочища Нашха называют себя нашхо. Уместно здесь упомянуть, что древнейшим поселением чеченцев по основным преданиям считается урочище Нашха, что издревле у всех чеченцев существовало такое мнение, что если кто-либо является выходцем из Нашха, то его можно считать коренным жителем Чечни".⁶
О существовании вайнахского народа нахчой одними из первых на Кавказе косвенно или прямо говорят многие источники. И.А.Джавахишвили пишет в труде "История грузинского народа" за 1916 г.: "Наука антропологии разделяет людей в основном на две части: длинноголовые (долихокраны) и узкоголовые (брахикефалы). Самые древние черепа, найденные до сегодняшнего дня на территории Кавказа были долихокранами, по этому нужно отметить что когда грузины и армяне прибыли сюда, здесь уже жили представители другого народа(!)".
Касаясь нахчинских этнонимов в отношении аккинцев хотелось бы привести из личных записей А. Товбулатова следующее (1990 г. рассказал Бабиев Ахьяд, вилхо, село Валерик. Записан в 1990 г. А. Товбулатов):
1) аькхе, 2) аькхо, 3) аькхи, 4) аькхий, 5) аьккхе, 6) аьккхий, 7) аккхой, 8) экхой, 9) экхе, 10) эккхой, 11) экхий, 12) эккхий, 13) эькхе, 14) эькхий, 15) эьккхий, 16) аху, 17) ахо, 18) эхо, 19) аьхе 120) аьхкой, 21) эьхк-хой, 22) дахой, 23) дахсой, 24) дзакъсой, 25) дохи, 26) духой, 27) дⅠухо, 28) дⅠукъхой, 29) дзхьархой, 30) акха наххой, 31) кай алмазтхой, 32) ломехой, 33) лом эхи, 34) ломхой, 35) ломекхи, 36) ломаькхи, 37) ломэькхе ...
Ученый-монах Леонти Мровели , живший в ХI веке, написал исторический труд, который носит название “Жизнь картлийских царей”. Труд, основывается на еще более древних летописных источниках грузин и, наверное, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет свои заключения, в которых легко угадывается нахчинские топонимы: "Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.
Вверху мы затронули тему об условном внутреннем делении аккинцев на выходцев из Шемы и "аборигенных аккинцев", об этом деление упоминает Н.Г. Волкова в труде «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв»: «Некогда акинцы, вышедшие из Шами, - рассказывается в предании, - обосновались под горой Казбек...».⁷
Рис. Терек. Дарьяльское ущелье. Грузия.
Упоминание Н.Г. Волковой про "аборигенных" аккинцев мы находим в ее труде «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа»: "По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы,... считают их (аккинцы) постоянными и давними жителями этих гор".⁸
Касаясь темы аборигенных аккинцев представители таких тейпов как: пешхой, галай, мержой, вилахой и др. часто в своих устных повествованиях упоминают первопредка правителя Вокха Пулу. Согласно некоторым легендам, он жил 7 000 лет назад, другие считают, что он жил 5 000 лет назад и изначально проживал в стране, которая охватывала территории нынешних Непала, Китая, Инда и Междуречья. Все эти земли устные легенды объединяют в единый регион наподобие некой страны. Как гласят устные источники, потомком Вокка Пулы был Сиккам, они были царского рода, но были вынуждены бежать взяв с собой только людей царского рода из 13 семей. Мы можем лишь судя по преданиям предположить, что исход из обширной страны предков народа нахчуа проходил поэтапно, об этом ясно указывается в преданиях.
Глава Ⅲ Древние грузины упоминали нахчинцев под этнонимом "кисты"
Чтобы читатель имел более полную картину о происхождении гилатхойцев, нам придется немного развить и углубить тему, связанную с этнонимом "кисты".
Гульденштедт подчеркивал, что общим названием всех вайнахов является этноним кисты⁹, а Б. Габисов в свою очередь замечает: «Древние соседи называют чеченцев по-разному: кумыки – мичигиш, аварцы – буртиел, грузины – кисты…».¹⁰ Г. Шурц выводит, что: "Средняя группа кавказцев образуется только одним главным племенем чеченцев , которые сами называют себя нахчой, а у грузин известны под обозначением кистов или кистинов. Место обитания этого народа лежит к востоку от Владикавказа и верхнего Терека".¹¹
Заслуживает внимания упоминание про аул Гилат (Гвилет), основанный гилатхойцами из Орзме-келе: "От Дарьяла до Казбека девять верст. Сперва мы переехали мост через Кистинку, и поднялись по отлогому берегу Терека... На третьей версте в углублении гор впереди красиво рисуется кистинская деревня Гулет (Гвилет). Кисты, настоящие горные жители... ".¹² Интересно замечание про кистов у С. Броневского: "Бесплодные земли их (кистов,- Прим. автора), лежащие На известковых и шиферных горах, большею частию обнаженных в виде скал, простираются от Владикавказской крепости до Дариела, где начинается Грузинская граница, и, следовательно, на тридцать верст расстояния. Деревни их: Заурова и Джерах, почитаемы за сборные места двух разных обществ, которые вместе с приписанными к ним деревнями заключают не более 500 дворов".¹³
В советский период Гилна (Гилат, Гвилетия) была включена в состав братской Грузинской ССР.
Глава Ⅳ Откуда грузины взяли этноним кисты?
Свой ответ на это дает чеченский этнограф А. Сулейманов в книге «Топонимия Чечни», посвятивший десятки лет изучению истории нашего народа: "Кейцы в определенное время имели влияние на соседние общества и широкие связи с соседними племенами, в частности с Грузией. Может быть, этим объясняется тот факт, что грузины всех вайнахов называют кистами (от кей, кий)".¹⁴
В рукописи А. Товбулатова (В 1994 г. рассказал Хуштаев Султан, пешхо, село Валерик. Записал Ахмед Товбулатовв 1994 г. Также ссылаясь на старейшин тейпа кей фамилии Барщаевых из того же села в 1994 г А. Товбулатов подчеркивает, что версия происхождения Кей совпадает с версией Хуштаева Султана) сообщается, что предком кей, зингалой, итаркелой, вовгой, фатингой был Ахо Мед (он имел несколько имен согласно рассказчикам в записях А. Товбулатова: Аькхе Миед, Аькхе Берд, Аьккхемир, Ахо Мед, Аькхе Муьт). Ахо Мед был сыном Ахо (Ахо, Аькхе, Аьккхий, Дахо), отцом же Ахо был Га (рассказчики в рукописи говорят что его звали и ГⅠа, и ГⅠам, и ГⅠаму). У Га было четыре сына Мелхисто, Галгахо, Ахо (Ахо, Аькхе), Нахчамахкахо. Сам Га был правителем большого государства. Сильный и могущественный враг долго пытался сломить Га, и его страну. Родился Га на месте села Фалхан (авт - Фалхана/Валган аккинцами из Галанчожа), там до Фалхана было его родовое городище. Предки Га были из Шемы знатного и благородного рода. Когда враг разбил страну Га, то он ушел из главного города в долину Турийн арена (авт - Таре аре, ср. Турийн Аре с равниной Тур-пала Нахчо). Оттуда один из его внуков по имени Ахо Мед (Аькхе Мед) со своим сыном Медом и дружиной пришел в горы где жил аккинец Воккал. Мед женился на его дочери. У Меда родилось четыре сына, от них пошли зингалой, вовгой, итаркелой и кей. Так появилась Акка (Аьккха), но до этого была более обширная Ломе-акке (Ломе Аькхе). До этого области Акки не было, а была Ломе Акка (авт - на литературном обширная в древности область Аьккхийн лам, на горных наречиях Ломе Аькхе). Когда потомки Вока Пулы (Воккха Пула) пришли на Кавказ здесь не было ни единой души, многие земли были под водой. Одни потомки строили города, людей в них живших называли галар нах, а людей которые туда шли переселяться называли идущие в города: гала го, оттуда пошло название галгай (гⅠалгⅠай), часть потомков Вока Пулы основали много городов в горах их назвали нашхой, те кто заняли горы от Галанчожа до Казбека назвали ломе акки (ломе аькхе). Всех их называли нах, оттуда пошло нахчой. Аккинцами называли людей, потому что они вынуждены были уйти, из за убийства Сиккама (потомок Вока Пулы) и соперники заняли его место. Днем они выставляли охрану и выведывали безопасную дорогу. Поэтому акки означает выведывать (охотники) и вынужденные покинуть свои земли. Вока Пул правил племенами от Китая до Инда и Межуречья, это было в очень древние времена. С убийством Сиккама ушло 13 благородных семей на Кавказ, в каждой семье было по 3, 5 и 7 ца (цⅠа). Оттуда пришло слово аьккхий.
Особо дружили и роднились гилатхой с вабойцами (вяппий, в Ингушетии они известны как фяппий). Вабойцы вышли из Шемы, в своих старых преданиях вабойцы считают аккинцев и орстхой своими предками. Долгое время вабойцы контролировали Дарьяльский проход. По преданиям они получали баснословные доходы, в знак отличия носили поверх боевого ремня еще шелковый. Каждый вабиец обязан был носить тяжелый шлем, поэтому они носили на голове необычный головной убор. Этот головной убор смягчал губительный удар холодного оружия или стрелы пущенной в шлем (В 1987 г. рассказал Хуштаев Султан, уроженец села Валерик, записал А. Товбулатов в 1987 г). Гилатхой называли вабой нах потомками узденей (оьзда, эзда нах).
Плиев автор труда «Нахские языки - ключ к этрусским тайнам», пишет в статье «Язык история народа» про вабой следующее: "Многим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним - ваьппий / фаьппий. Примечательно, что общность нахов , именуемых таким образом , нахи связывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий , и с не менее могущественным в прошлом племенем - орстхой , отделившимся от прежних соплеменников - аккинцев ( аьккхий ), и с ингушами. Все эти племена и роды, восходящие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу. Эта местность в течение многих столетий была под их контролем. Ваьппий И фаьппий - этноним, в своем современном оформлении, появившийся не более нескольких столетий тому назад. Более древняя его форма - "вабуа". Она сохранилась в названии местности - "Вабуа". Общность людей, именовавшаяся "вабуа", контролировала Дарьял. Примечательно, что язык прямых потомков вабуа, т.е. бацбийцев, исключая заимствований из грузинского, более архаичен, чем остальные нахские языки, диалекты и говоры".
Его дополняет Л. Ильясов в своем труде «Тени вечности»: "Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого".
Знаменитый лидер нахчинского народа фяппинец (вяппий) Ших-мирза Аккинский был родом из Ларса и родным братом Салтана-мирзы. В некоторых документах Салтан-мирза с гордостью подчеркивает, что Ших-мирза Аккинский его брат. Как мы отмечали, часто аккинцы в так называемый "период изгнания князей из Чечни" низлагали тех или иных пришлых феодалов и князей на местных Мехк-кхелах споследющим объявлением себя новыми феодалами и князьями, что вовсе не означало, что они вдруг вышли из язычества и христианства, и стали феодалами над своими соплеменниками, это был лишь символический ритуал, который давал право на освободительную войну. В основном смертельными врагами братьев Салтана-мирзы и Шиха-Аккинского были именно мусульманские князья сопредельных княжеств и шамхальств.
Документальные источники свидетельствуют, в конце ХVI в. в Дарьяльском ущелье в аккинском Ларсе жил "феодал" Салтан-мурза, являвшийся братом вайнахским владельцу Ших-мурзе Аккинскому. На их родство в частности, указывает Н.Г. Волкова в труде «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» за 1973 г.¹⁵ С. Белокуров также приводит интересное замечание о вайнахском селе Гвилети, которое лежало выше селения Ларс, см. «Сношения России с Кавказом».¹⁶
____________________________
Использованная литература и источники:
1. Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16
2. «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4
3. «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(Вiовга), с. 46
4. Гамрекели В.Н. Двалы... С.22
5. Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев»(1893 г., с. 45) цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год
6. А.Г.Мациев. Чеберлоевский диалект чеченского языка. // ЧИНИИИЯЛ. Известия, том VI, выпуск 2. Языкознание. Грозный - 1965 г., с.6
7. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974. С. 143
8. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 172
9. Гюльденштедт Иоанн-Антон «Кавказский этнографический сборник» Тбилиси, 1968, № 2 стр. 19
10. Б.Г. Габисов, «Чеченцы и Ингуши», Грозный, 1991, с. 24
11. Г. Шурц. Краткое народоведение. Перевод с немецкого С.Пб., 1895 г
12. Впечатления и воспоминания покойника", жур. № 86. «Библиотека для чтения». Спб., 1848 г. С. 19
13. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. 2. М., 1823. С. 159
14. «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, Кейн-Мохк (кей), с. 94
15. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М..1973, с.155
16. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152
В статье использованы материалы подаренные в 1998 г. мне Ахмедом Шапаевичем Товбулатовым из своих личных записей, Ахмед увлекался устной историей нашего народа, когда я ему показал несколько книг с вайнахскими легендами и преданиями, Ахмед мне подарил потрепанную толстую тетрадку записанными легендами от руки, часть из них я потерял в 1999 г в Грозном, часть тетради сгорело, сохранилось более 100 легенд. В 1996-99 гг А.Ш. Товбулатов вел передачи на республиканском телевидении, был знатоком вайнахской истории, знал наизусть сотни легенд и самих рассказчиков, являлся заслуженным учителем РФ.
А. Товбулатов был глубоко порядочным, честным и интеллегентным человеком, был патриотом своего народа, прекрасно знал историю и гордился за свой народ.
Также выражаю благодарность представителям рода фяппий (вяппий), гилатхой, горкахой из Ингушетии, Грузии, Чечни и города Хасавюрт за оказанную помощь.
С благодарностью ко всему вайнахскому народу. Статья нуждается в доработке.
Автор Лема Центороев, Грозный, 2009 г