Побывайте в Хьули и вы воочию убедитесь в этом. Склоны гор здесь усыпаны камнями взорванных карателями башен, силой оружия насаждавших в горном краю чуждые ему взгляды и верования.
Интересно предание об основателе села Хьули - бесстрашном Хазе. По рассказам старожилов, село Хьули было заложено им в дремучем лесу. Сам он был выходец из села Эги-Кхал, зятем рода Аушевых. Долго бродил Хаза в поисках места для жилья, обошел все окрестности Ингушетии и, наконец, остановился на том месте, где сегодня расположено село.
Здесь были хорошие пастбища для скота, пахотные земли, леса для постройки жилья, вода для скота. И самое главное - места были еще никем не заняты.
Обосновавшись на новом месте, предприимчивый горец вскоре разбогател. Тучные стада паслись на горных склонах, возводились башни, начали съезжаться родичи. Село стало расти. Но однажды беда подкралась незаметно.
В отсутствие Хаза увели его семью и стадо.
Хаза в то время был в гостях в соседнем ауле. Были времена, когда крупные фамилии враждовали между собой и разоряли друг друга. Когда Хаза возвращался домой, его встретил слуга, который сообщил ему о случившейся беде.
Разгневанный этим недобрым известием, он зарубил пастуха, сам же немедля отправился в погоню. Обогнав грабителей, он за камнями устроил засаду.
Хаза был метким стрелком и стрелами он уложил многих врагов. Но вдруг у него лопнула тетива лука. Жена-красавица - догадалась, почему он перестал стрелять, и крикнула ему:
- Ты, видно, голоден. Поищи у себя в карманах еду.
И муж, к своей великой радости, обнаружил запасную тетиву. Быстро натянув ее на лук, он перебил оставшихся врагов и с женой возвратился домой.
Интересна и другая легенда, где Тамаш-Ерда является горцу из Хьули Борцу в облике козла. От него исходит сияние - "лир". Козел, поднявшись на вершину далекой горы, объявляет горцу, что является богом Тамаш-Ерды и объясняет, где, когда, как проводить религиозные праздники и обряды в его честь.
По сообщению старожилов, здесь жили: Илиевы, , Халухаевы, Борзиевы,Чахкиевы, Хадзиевы, Дзауровы, Укуровы и многие другие позднее отпочковавшиеся фамилии.
Хьулинцы были опытными мастерами-строителями, оружейниками, воинами-наездниками. Они строили не только у себя дома, но и в Чечне, Грузии, Осетии, в других местах, сообщают многие источники.
Хьули делится на две части: Верхний и Нижний. По сообщению кандидата исторических наук Д. Чахкиева, в Верхних Хьули на сегодняшний день сохранились только основания и части стен 4-х боевых и 15-ти жилых башен с различными пристройками.
Много здесь храмов-святилищ: Зодцах-Ерда, Ткъамыж-Ерда и др. Имеются столпообразное святилище, штольни-карьеры, где добывались известь, сера, селитра. Серу и селитру использовали для приготовления пороха.
Нижний Хьули находится около 1 км. юго-западнее от Верхнего. Когда-то бывший единый замковый комплекс с боевой 5-этажной башней и 6-ю жилищными башенными пристройками полностью разрушен. По склонам до сих пор видны камни, разлетевшие во время взрыва. Правда, жители села недавно собрали часть этих камней и возвели постройку наподобие башни, но, к сожалению, невооруженным взглядом видно, что мастера были далеко не те.
В Нижнем Хьули также имеются культовые сооружения, склеповые могильники, фиксируются основания и части стен одной боевой и 6-ти жилых башен с пристройками.
Разрушение Башен
С незапамятных времен среди ингушских племен складывались свои религиозные верования: языческий период, который длился сотни лет, христианство - на короткое время, и, наконец, мусульманство навсегда.
Ислам - вера в единого Аллаха и его Пророка, во многом соответствовала вайнахским понятиям о верховном Боге - Даьла - и это способствовало быстрому укоренению мусульманской религии в Ингушетии. Но политики царского самодержавия неоднократно предпринимали попытки внедрить в самосознание ингушского народа догмы христианского учения.
Для этой цели в Горную Ингушетию неоднократно направлялись специальные миссии. Не зная местные условия жизни, не имея представления об обычаях и нравственности горцев, миссионеры попирали нормы морали и обычного права. В результате христианские миссии одна за другой терпели неудачи. Погрязшие в пьянстве и разгуле "миссионеры" считали, что им все дозволено, в горцах видели "дикарей", и за это лишились жизни. Когда после очередной ночной пьяной оргии служители "Христа" уснули крепким сном, хьулинцы обложили башню соломой и подожгли. До сих пор, говорят, вокруг этой башни не растет трава, а сабля, уроненная одним из них, когда выпрыгивали из окон, до сих пор находится у горцев.
(Непонятно только, зачем служителям церкви понадобилось с собой носить оружие?!)
Разумеется, царское правительство не могло потерпеть такое непослушание.
Генерал Розен в своем донесении военному министру Чернышеву писал: "Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…"
Ошибся генерал. Как бы он ни старался одни племена натравлять на другие, посеять между ними рознь и вражду, веками вместе жившие народы провокации не поддавались. Хьулинцы вернулись на родные земли, возродили свое родное село, и жизнь народа продолжается вопреки воли царских сатрапов.
Правда, башни Хьули обезглавлены. Высоко в горах они стоят как памятник мужеству одних и как бессилие других. Мне неоднократно приходилось бывать у стен этих мощных башен, беседовать с жителями этого села, восхищаться силой духа этого народа. Каждый раз седобородые старцы с интересом рассказывали легенды и предания этого края.
Хьули Сегодня
Хьули, по горским меркам, одно из крупных населенных пунктов Джейрахского района. Сегодня здесь проживает более 300 человек и около 50 домов. Несколько лет назад здесь были ветхие дома, абсолютное бездорожье, была проблема с водой и топливом.
За последние годы село неузнаваемо преобразилось. Вместо полуразваленных домов появились новые кирпичные дома, вместо непролазных ухабов широкой лентой протянулась асфальтовая дорога, жители обеспечены водой, пришел природный газ, что немаловажно для сохранения заповедного леса. В селе построены красивая мечеть, начальная школа, имеется фельдшерско-акушерский пункт.
Бывший высокогорный глухой аул имеет связь с внешним миром. Жители смотрят и слушают как местные, так и центральные радио и телепередачи, в селе недавно появилась и телефонная связь, имеется и автобусное сообщение с плоскостной Ингушетией.
Хьулинцы могут гордиться как своими предками, так и потомками. Отсюда вышли многие широко известные люди: ученые, литераторы, журналисты, врачи, учителя, лесоводы, инженера, военные, в том числе и генералы.