Тарш
Тарш - крупный замковый башенный поселок. Расположен на отроге горы Маьт-Лоам, неподалеку от Шоана и Белган. Если последние два комплекса находятся вблизи дороги, то Тарш расположен на высоком крутом склоне. Не было и сегодня здесь нет колесной дороги. Чуть восточнее от Белгана к верху тянется узкая извилистая тропа. И мы идем по этой тропе, взмокшие, еле передвигая ноги. Старшие по возрасту горцы шли бодрее, чем молодежь с плоскости. Есть, оказывается, веками выработанная методика хождения в горах. Прежде всего нельзя торопиться, что мы и делаем в начале пути, а потом задыхаемся. Горцы нам объяснили, что в гору нужно идти медленно, чтобы со стороны незаметно было, идет ли человек или стоит. Этим правилам несколько лет назад пренебрег всегда живший в городе торшхоевец - Торшхоев Магомед и сердце его не выдержало. Увидев родовые башни, он поторопился подняться к ним не по тропе, а прямо по крутому склону и жизнь его оборвалась трагически. Об этом случае напоминает памятник из черного мрамора, стоящий у подножия этой горы, вблизи дороги Джейрах-Таргим.
Через несколько часов мы уже наверху, у родовых башен торшхоевцев. Каждый из нас ищет, где бы приземлиться, отдохнуть, взором обводя окрестность. Башни Тарш стоят на довольно обширном и плоском отроге горы. Если сравнить с другими башенными комплексами горной Ингушетии, например с соседним Шоан, здесь довольно просторно. Есть земли для выпаса скота, а также для пахоты.
По описанию ученых-кавказоведов, здесь некогда было 3 боевых и 12 жилых башенных сооружений с различными пристройками и остатки 3-х каменных оборонительных стен позднего средневековья. Башни и другие сооружения полуразрушены. Разрушены они не временем, а людьми во время нашей депортации. Это произошло, когда "отец народов" подвергал уничтожению нежелательных ему и его окружению мирных людей.
Каждая из боевых башен входила в состав самостоятельных, но тесно взаимосвязанных, мощных замковых комплексов. Одна из башен осталась недостроенной. Работу надо было закончить в строго установленный срок - в течение одного года. По каким-то причинам мастер не уложился в регламентированный срок - 365 дней. И башня осталась недостроенной.
В высоту боевые башни Тарш достигали 22-23 метров, у них не было каменных навесных машикули - балкончиков. В стенах 2-5 этажей сделаны многочисленные узкие бойницы для огнестрельного оружия, редкие сводчатые оконные проемы.
В черте поселка располагаются 2 крупных конусовидных "мешка" - отсека для хранения сельхозпродуктов и жидкости, аккуратно выбитые в скальном грунте. Куполы отсеков закрывались округлыми каменными плитами… (Д. Чахкиев "Древность горной Ингушетии" стр. 63).
По рассказам старожилов, боевые или жилые башни возводились одновременно со склепами - солнечными могильниками или как их называют у нас "Маьлхара каша". Ничто не вечно под луной. Эта аксиома хорошо известна всем. Наши предки хорошо знали об этом и заранее готовили место для ухода в мир иной.
Вблизи поселка Тарш находится так называемый "Городок мертвых", который включает десятки склеповых усыпальниц. Они разные. Одни из них сложены подобно башенным, только в уменьшенном виде, другие - ядрообразные.
По мнению ученых, склепы "Городка мертвых" датируются XVI - XVIII веками. Многие из них археологическим раскопкам еще не подвергались. И эту работу предстоит еще завершить.
В тот день, когда мы были в поселке Тарш, здесь был сход выходцев из Тарш: Таршхоевых, Гудантовых, Даскиевых, Досхоевых, Марзабековых, Пошевых, Сослановых и других фамилий. Это был не первый их сход. Таршхоевцы чуть ли не каждый год собирались у своих родовых башен и обсуждали насущные проблемы своей фамилии, народа и республики, знакомились друг с другом.
В тот раз решили принять программу своего рода, наметить конкретные задачи, определить ответственных за их исполнение. Речь шла о воспитании молодежи, по оказании помощи нуждающимся, направлении одаренных детей в высшие учебные заведения. Старшие по возрасту рассказывали о трудностях и лишениях нашего народа, но что бы ни случилось, ингуши выжили, не потеряли честь и достоинство, говорили они. Сегодня Ингушетия строит свою государственность и каждый должен быть готовым, чтобы занять соответствующее место, а для этого нужно хорошо учиться и быть в дружбе и согласии не только в семье, но и с соседями, - призвали старшие.
Один из пожилых седобородых стариков привел притчу о семье: "Говорят, что Бог каждую ночь под пятницу посылает ангелов посмотреть, в согласии и дружбе живет ли семья. При этом Бог дает такое напутствие ангелам:
- Идите и посмотрите, как живет семья. Если в ней согласие, то дайте ей еще столько же благополучия, сколько у нее имеется. Если же семья живет недружно, столько же благодати снимите с нее и отдайте дружной семье.
Увидев, что дети улыбаются своим родителям, слушаются их, а в семье - счастье, ангелы радостно смеются и на своих чудесных крыльях улетают на небо". Эта легенда записана проф. И. Дахкильговым.
После полудня мы начали обратный путь, увидев прекрасную природу родных гор - башенные комплексы - творение наших предков, услышали много интересного о прошлом, поближе узнали друг друга и обещали вернуться и в следующий год, но этого не случилось. Погиб от рук бандитов светлой памяти Б.Батхиев - с любовью и уважением относившийся к прошлому своих предков, организатор всех сходов таршхоевцев у родовых башен. Но программа, составленная им, осталась. Думается, работа по его исполнению будет продолжена и мы еще не раз вернемся к этой теме.
М-Б. ЦИЦКИЕВ