Независимый Вайнахский Форум

Объявление

Чат Игушетия


символ е-НВФ Вайнет - зона вайнахского интернета Война в Чечне видео

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Т1оаршхой - Торшхоевы

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Т1ОАРШХОЙ С. МЕЦХАЛ, АУЛ ТАРШИ

1. Торшхоевы - прож. в с.Базоркино, с.Альтиево, с.Карца, г.Назрань.
2. Алиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Каским.
3. Бобхоевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Плиево.
4. Баракиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.В.Ачалуки.
5. Батхиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Альтиево, с.Плиево, г.Назрань.
6. Адиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Фалжан.
7. Падиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Яндаре.
8. Ганижевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Яндаре.
9. Местоевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Яндаре.
10. Гаймасхановы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Яндаре.
11. Гудантовы(Етырговы) – птр. от Торшхоевых, прож. в ауле Бейни.
12. Дзариевы, Мурадовы – птр. от Даскиевых, прож. в Длинной Долине.
13. Джогустхиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в ауле Тарши.
14. Дзараховы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Фалхан.
15. Етырговы – птр. от Гудантовых, прож. в с.Фалжан.
16. Арцыговы – птр. от Местоевых, прож. в Пригородном р-не.
17. Даскиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в г.Назрань.
18. Саутиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.В.Ачалуки.
19. Дудоркиевы – птр. от Саутиевых, прож. в с.В.Ачалуки.
20. Совтаевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Каским.
21. Самановы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Н.-Редант.
22. Товмарзиевы – птр. от Падиеых, прож. в с.Яндаре.
23. Торхой – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Фалхан.
24. Умаровы – птр. от Падиевых, прож. в с.Кантышево, с.Барсуки.
25. Ханакиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Альтиево.
26. Чаплиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в г.Назрань.
27. Чембурзиевы – птр. от Торшхоевых, прож. в с.Экажево.

0

2

ТIаьрш улл Iарамхи-чIоже, Iарамхи аьтта берда тIа, АьгантIенеи БаьлгIанени юкъе. Хьалха Фаьппий (Мецхалой) шахьара юкъейоагIаш хиннай из.

ТIаьрше хьалха ши вIови, хьокхи, шийтта гIали хиннай. Царна гонахьа тIох етта гIапаш хиннай. ВIовнаш пхи гIат йолаш хиннай, хьакхá бухь а болаш хиннай. ВIов цхьан шера хьалйотта езаш хиннай. Шера йистеяьннайоацаш йола вIов юташ хинннаш кхы йисте а цайоаккхаш. Иштта йисача гIишлонах хьокх оалаш хиннад. Иззамо цхьа хьокх ягIаш хиннай ТIаьрше. ГIалаш ши-кхо гIат йолаш хиннай. Уж вIовнаш а гIалаш а лелхийтай 1944-гIча шера, гIалгIай СибарегIа Iобахийтачул тIехьагIа. ТIаьрша гаьнайоацаш дукха маьлхара кашамаш а хиннад.

ТIаьрше баьхаб ТIоаршхой. Фаьппий шахьара даьха дукха тайпаш да ТIоаршхоех хьадаьнна (Марзбиканаькъан, Местой, Фалханой, кхыбараш а). ТIоаршхоша тайп-тайпара тайпай цIераш лелаю: Совтанаькъан, Батхинаькъан, ГIудантнаькъан, Даскинаькъан, Заринаькъан, кхыбараш а.

ТIоаршхой Онгушта дукха бах Iохайша хиннаб. Онгушта юхе ТIаьрше яхаш кхы а юрт йилла хиннай цар. Цудухьа эрсаша Онгуште уллача ерригача аренах «Тарская долина» оалаш хиннад. ТIехьагIа, 1860-гIча шера, Онгуштара гIалгIай ара а баьха, цун метте гIазкхий станица Iойиллачул тIехьагIа, Онгуштах а «Тарская», аьнна, цIи тиллаяр.

Таханарча дийнахьа ТIаьрше яьсса улл. ТIоаршхой бах Онгушта, Мочкъий-Юрта, Наьсаре, Аьлтий-Юрта, СоагIапче, Кердача Реданте, кхыча юрташка.

0

3

Тарш

Тарш - крупный замковый башенный поселок. Расположен на отроге горы Маьт-Лоам, неподалеку от Шоана и Белган. Если последние два комплекса находятся вблизи дороги, то Тарш расположен на высоком крутом склоне. Не было и сегодня здесь нет колесной дороги. Чуть восточнее от Белгана к верху тянется узкая извилистая тропа. И мы идем по этой тропе, взмокшие, еле передвигая ноги. Старшие по возрасту горцы шли бодрее, чем молодежь с плоскости. Есть, оказывается, веками выработанная методика хождения в горах. Прежде всего нельзя торопиться, что мы и делаем в начале пути, а потом задыхаемся. Горцы нам объяснили, что в гору нужно идти медленно, чтобы со стороны незаметно было, идет ли человек или стоит. Этим правилам несколько лет назад пренебрег всегда живший в городе торшхоевец - Торшхоев Магомед и сердце его не выдержало. Увидев родовые башни, он поторопился подняться к ним не по тропе, а прямо по крутому склону и жизнь его оборвалась трагически. Об этом случае напоминает памятник из черного мрамора, стоящий у подножия этой горы, вблизи дороги Джейрах-Таргим.
Через несколько часов мы уже наверху, у родовых башен торшхоевцев. Каждый из нас ищет, где бы приземлиться, отдохнуть, взором обводя окрестность. Башни Тарш стоят на довольно обширном и плоском отроге горы. Если сравнить с другими башенными комплексами горной Ингушетии, например с соседним Шоан, здесь довольно просторно. Есть земли для выпаса скота, а также для пахоты.
По описанию ученых-кавказоведов, здесь некогда было 3 боевых и 12 жилых башенных сооружений с различными пристройками и остатки 3-х каменных оборонительных стен позднего средневековья. Башни и другие сооружения полуразрушены. Разрушены они не временем, а людьми во время нашей депортации. Это произошло, когда "отец народов" подвергал уничтожению нежелательных ему и его окружению мирных людей.
Каждая из боевых башен входила в состав самостоятельных, но тесно взаимосвязанных, мощных замковых комплексов. Одна из башен осталась недостроенной. Работу надо было закончить в строго установленный срок - в течение одного года. По каким-то причинам мастер не уложился в регламентированный срок - 365 дней. И башня осталась недостроенной.
В высоту боевые башни Тарш достигали 22-23 метров, у них не было каменных навесных машикули - балкончиков. В стенах 2-5 этажей сделаны многочисленные узкие бойницы для огнестрельного оружия, редкие сводчатые оконные проемы.
В черте поселка располагаются 2 крупных конусовидных "мешка" - отсека для хранения сельхозпродуктов и жидкости, аккуратно выбитые в скальном грунте. Куполы отсеков закрывались округлыми каменными плитами… (Д. Чахкиев "Древность горной Ингушетии" стр. 63).
По рассказам старожилов, боевые или жилые башни возводились одновременно со склепами - солнечными могильниками или как их называют у нас "Маьлхара каша". Ничто не вечно под луной. Эта аксиома хорошо известна всем. Наши предки хорошо знали об этом и заранее готовили место для ухода в мир иной.
Вблизи поселка Тарш находится так называемый "Городок мертвых", который включает десятки склеповых усыпальниц. Они разные. Одни из них сложены подобно башенным, только в уменьшенном виде, другие - ядрообразные.
По мнению ученых, склепы "Городка мертвых" датируются XVI - XVIII веками. Многие из них археологическим раскопкам еще не подвергались. И эту работу предстоит еще завершить.
В тот день, когда мы были в поселке Тарш, здесь был сход выходцев из Тарш: Таршхоевых, Гудантовых, Даскиевых, Досхоевых, Марзабековых, Пошевых, Сослановых и других фамилий. Это был не первый их сход. Таршхоевцы чуть ли не каждый год собирались у своих родовых башен и обсуждали насущные проблемы своей фамилии, народа и республики, знакомились друг с другом.
В тот раз решили принять программу своего рода, наметить конкретные задачи, определить ответственных за их исполнение. Речь шла о воспитании молодежи, по оказании помощи нуждающимся, направлении одаренных детей в высшие учебные заведения. Старшие по возрасту рассказывали о трудностях и лишениях нашего народа, но что бы ни случилось, ингуши выжили, не потеряли честь и достоинство, говорили они. Сегодня Ингушетия строит свою государственность и каждый должен быть готовым, чтобы занять соответствующее место, а для этого нужно хорошо учиться и быть в дружбе и согласии не только в семье, но и с соседями, - призвали старшие.
Один из пожилых седобородых стариков привел притчу о семье: "Говорят, что Бог каждую ночь под пятницу посылает ангелов посмотреть, в согласии и дружбе живет ли семья. При этом Бог дает такое напутствие ангелам:
- Идите и посмотрите, как живет семья. Если в ней согласие, то дайте ей еще столько же благополучия, сколько у нее имеется. Если же семья живет недружно, столько же благодати снимите с нее и отдайте дружной семье.
Увидев, что дети улыбаются своим родителям, слушаются их, а в семье - счастье, ангелы радостно смеются и на своих чудесных крыльях улетают на небо". Эта легенда записана проф. И. Дахкильговым.
После полудня мы начали обратный путь, увидев прекрасную природу родных гор - башенные комплексы - творение наших предков, услышали много интересного о прошлом, поближе узнали друг друга и обещали вернуться и в следующий год, но этого не случилось. Погиб от рук бандитов светлой памяти Б.Батхиев - с любовью и уважением относившийся к прошлому своих предков, организатор всех сходов таршхоевцев у родовых башен. Но программа, составленная им, осталась. Думается, работа по его исполнению будет продолжена и мы еще не раз вернемся к этой теме.

М-Б. ЦИЦКИЕВ

0

4

я знаю одного "человека", который уверяет, что Таргимхой произошли от Т1оаршхой))))

0