Интересно на сколько серьезно. И с чего бы это вдруг?
Военный комиссар Челябинской области Николай Захаров заявил, что теперь в армию не будут призывать жителей Кавказа и выходцев из кавказских республик, проживающих в других регионах России. В группе информационного обеспечения Центрального военного округа Минобороны РФ эту информацию не подтверждают.
Отметим, что в Чечне проходят кампании по постановке на воинский учет призывников, однако полномасштабный военный призыв в республике, единственном регионе Северного Кавказа и страны, до сих пор не ведется, и лишь незначительная часть от общего числа призывников направляется на службу в подразделения внутренних войск МВД России «Север» и «Юг».
По словам Николая Захарова, Генштаб отдал приказ о непризыве жителей Кавказа и выходцев из кавказских республик, чтобы снизить резко выросшую за последние месяцы национальную напряженность и хотя бы отчасти решить проблему дедовщины и землячества в армии. Об это военком заявил на пресс-конференции, посвященной начавшемуся 1 апреля весеннему призыву, в конце прошлой недели.
Захаров рассказал, что распоряжением Генштаба с Южного военного округа сняли задание по набору призывников и распределили по другим регионам, поэтому план по весеннему призыву в Челябинской области несколько увеличился. «Если весной 2010 года мы отправили 6,8 тысячи призывников, то в эту весну задание – семь тысяч», – сказал Николай Захаров, добавив, что «служить в армии не будут и «лица кавказской национальности», живущие на территории области».
Начальник отдела по работе с гражданами челябинского областного военкомата Александр Чернышов сообщил, что выходцев с Кавказа будут вычислять по личному делу, которое заводится на каждого жителя региона в возрасте 17 лет. «Если он уроженец одного из сел Северного Кавказа, а приехал в Челябинск пожить, для нас все ясно», – заявил Чернышов, слова которого приводит челябинский сайт «Медиа Завод».
В группе информационного обеспечения Центрального военного округа Минобороны РФ, между тем, заявили, что никаких устных распоряжений Генштаба ВС РФ насчет того, призывать или не призывать определенный контингент лиц, нет и быть не может. Там также сказали, что, возможно, военный комиссар на совещании в Москве что-то недопонял, и с ним будет проведена соответствующая беседа.
Отметим, что 25 марта в Москве прошло расширенное заседание коллегии Главной военной Прокуратуры (ГВП), на которой главный военный прокурор Сергей Фридинский констатировал, что в армии отмечается резкий всплеск дедовщины – в казармах наводят свои порядки «национальные» банды. По словам Фридинского, особенно отличаются этим призывники с Северного Кавказа, которые формируют клановые сообщества еще на этапе отправки в часть, передает «Интерфакс».
Фридинский привел в пример случай на Балтфлоте, где дагестанские призывники измывались над сослуживцами других национальностей, а однажды их избили и заставили телами выложить слово KAVKAZ, за что получили сроки, и другие случаи конфликтов с участием выходцев с Северного Кавказа. Стоит заметить, что существуют и массовые случаи неуставных отношений, в которых пострадавшими являются именно кавказцы. Так, в 2009 году в мотострелковой бригаде города Алейска в Алтайском крае новобранцев из Дагестана, по их рассказам, избивали сразу около 200 человек прямо на плацу.
На то, что установка Генштаба о том, чтобы не призывать выходцев с Кавказа, все же существует, косвенно указывает недавнее сообщение военного комиссариата Дагестана, что в этом году наряд весеннего призыва для республики сократился с 2000-4000 всего до 400 человек, пишет газета «Ведомости».
Замдиректора российского отделения международной организации Transparency International Иван Ниненко, комментируя эту информацию в своем дневнике в ЖЖ, напоминает, что, например, в Чечне совсем другая проблема с призывом. «В армию никого не призывают. Официально ты состоишь на учёте и проходишь военную комиссию, но никто тебя просто так не призовёт», – отмечает Ниненко и добавляет, что здесь, в отличие от других регионов проблема коррупции при призыве в армии состоит в том, что взятку дают «не за откос от армии, а за попадание под призыв».
Как сообщал «Кавказский узел», в декабре 2008 года в прямом телевизионном эфире Владимиру Путину поступила записка от жителя Дагестана, в которой задавался вопрос: «Почему призывников из Дагестана не хотят брать в армию, и известны случаи, когда за это требуют деньги?» На это председатель правительства страны ответил: «Разве теперь армия платная? Кого-то в армию не заманить, а кто-то просит – не берут».
Как рассказал в июле того же года начальник II отделения военного комиссариата Махачкалы Альберт Рагимов, сокращение срока службы до 12 месяцев способствовало тому, что добровольных желающих отдать свой воинский долг Родине стало заметно больше. При призыве в военкоматах Дагестана отдают предпочтение дипломированным призывникам или имеющим водительскую специальность.
Что касается призыва юношей на службу в армию в Чечне, этот вопрос серьезно беспокоит многих родителей призывников. Они опасаются, что новобранцы из Чеченской Республики станут объектом преследований по национальному признаку не только со стороны сослуживцев, но и офицеров, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе.